О проекте Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Семашко С.А. заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности
1. Директива Президента Республики Беларусь «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» от 14 июня 2007 г Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 сентября 2007 г. 433) 3. Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15 июля 1998 г. 190-З 4. Республиканская программа энергосбережения на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2010 г. 1882) 5. Другие нормативные правовые акты, в том числе специальные программные документы 2 Законодательство в сфере энергосбережения
3 декларативен; изобилует отсылочными нормами (такие нормы содержаться в 9 статьях из 22); часть норм требует уточнения в связи с неоднозначностью толкования; отсутствуют нормы определяющие полномочия Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов; не учитывает изменения законодательства, осуществленного в последнее время (в частности Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии»); и другие. Выявленные недостатки и пробелы в действующем Законе Республики Беларусь «Об энергосбережении» от З
Структура нового Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Глава 1 Общие положения Глава 2 Государственное регулирование в сфере энергосбережения Глава 3 Образование, подготовка кадров, информационное обеспечение и международное сотрудничество в сфере энергосбережения Глава 4 Заключительные положения 4
Основные направления государственного регулирования в сфере энергосбережения Государственное регулирование в сфере энергосбережения осуществляется путем: надзора в сфере энергосбережения; проведения энергетических обследований (энергоаудитов); установления показателей в сфере энергосбережения; нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов; разработки и реализации государственных, отраслевых, областных и г.Минска программ энергосбережения и других программ в сфере энергосбережения; проведения государственной экспертизы энергетической эффективности; технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия; стимулирования эффективного и рационального использования топливно- энергетических ресурсов. 5
Энергетическое обследование (энергоаудит) Основные задачи Определение реального потенциала энергосбережения и оценка эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Выработка обоснованных требований (рекомендаций) по снижению топливно-энергетических ресурсов Определение возможных путей экономии энергетических ресурсов 6
Финансирование программ энергосбережения Источниками финансирования программ энергосбережения могут являться: средства республиканского и (или) местных бюджетов (в том числе предусматриваемые на финансирование программ энергосбережения); собственные средства исполнителей программ; кредиты банков; иные привлеченные средства и другие источники, не запрещенные законодательством. 7
Информационное обеспечение в сфере энергосбережения Пропаганда энергосбережения; Создание демонстрационных зон высокой энергоэффективности; Организация выставок энергоэффективных технологий, оборудования, приборов и материалов; Представление потребителям и производителям топливно- энергетических ресурсов информации по вопросам энергосбережения; Информирование потребителей о классах энергоэффективности бытовых и других товаров; и другое. 8
Спасибо за внимание! Семашко С.А. заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности 9