ИНТЕРФАКС БИЗНЕС СЕРВИС Investor Relations: как добиться долгосрочного доверия инвесторов к Вашему бизнесу Станислав Мартюшев первый заместитель генерального директора Интерфакс Бизнес Сервис 26 Сентября 2008
Клиенты ИБС и TF в гг 2 Около 50 клиентов в 3 странах СНГ более чем в 10 отраслях. IR-сопровождение эмитентов в RTS START
ПОЧЕМУ КРИЗИСЫ НЕОБХОДИМЫ? 3 В период кризиса рынок ставит перед IRO все более сложные задачи … КАК НА УСЛОЖНЯЮЩЕМСЯ РЫНКЕ УДЕРЖАТЬ ДОВЕРИЕ ИНВЕСТОРОВ? Польза от серьезных кризисов (в рамках компании или на рынке в целом): (1) повышают рыночную стоимость профессиональных IRO (2) способствуют очищению профессии от случайных людей
Что общего у IR-профессионалов и фигуристов? 4
РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ РАБОТЫ в IR 5 Обязательная IR-программа – осуществляется IR-командой Текущая IR-работа: общение с рынком, ответы на вопросы, обязательное раскрытие, пресс-релизы, сайт, прочие документы, контроль подрядчиков, логистика, анализ IR-действий конкурентов … Произвольная IR-программа – осуществляется IRO Решения проблем компании на рынках капитала (на фоне резкого падения капитализации сейчас особую актуальность приобретают долговые IR). Разработка методологии решения нетривиальных задач. Для успешного выполнения своей «произвольной программы» IRO должен обладать достаточной свободой и временем, что требует либо достаточной численности IR-команды, либо привлечения квалифицированного IR-консультанта.
IR-КОНСУЛЬТАНТ: ВАРИАНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА 6 Компания, искушенная в области IR Привлечение консультантов только для выполнения отдельных трудоемких/специализированных видов работ Компания, осознающая важность собственных IR Первоначальная постановка деятельности IR-службы: тренинги для менеджмента и IR-персонала, сопровождение работы в течение 6 или более месяцев Компания, только начинающая движение к публичности Полный аутсорсинг IR-функции (врЕменная схема) Повышение IR -компетентности компании Выбор формата привлечения IR-консультанта зависит от готовности развивать собственную полноценную IR-службу в компании
НАСКОЛЬКО ХОРОШ ВАШ IR-КОНСУЛЬТАНТ? 7 Критерии качества услуг «идеального» IR-консультанта? Сам предлагает идеи и новые виды IR-активности (проактивный подход) Придает динамизм текущей работе, ориентирован на результаты Понимает сектор Клиента (и быстро овладевает нюансами) Участвует в разработке планов, а потом выдерживает сроки Владеет современным IR-инструментарием и отслеживает тенденции Предоставляет как отдельные сервисы, так и консультационную линию Помогает в публичном продвижении CFO, IRO Клиента на конференциях и т.д. Подстраивается под Клиента (телеконференции, перевод документов)
ОБЩЕНИЕ С РЫНКОМ – ЗРИМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 8 Важно развивать ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БРЕНД компании как важную составляющую общекорпоративного бренда. Развитый инвестиционный бренд обеспечивает бОльшую ценовую устойчивость: терять в цене меньше и восстанавливаться быстрее ПРИМЕР – банк «Возрождение»: позади 20 допэмиссий акций, создан механизм регулярного привлечения капитала; будучи 27-м по размеру активов в стране, акции банка в тройке наиболее раскрученных в банковском секторе
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО БРЕНДА 9 1.Стоимость привлечения каждого следующего инвестора низка и понижается с течением времени 2.Доступ компании к «длинным» финансовым ресурсам на открытых рынках непрерывен и не зависит от текущей конъюнктуры 3.Котировки ценных бумаг эмитента в ответ на внешние шоки падают меньше (по сравнению с конкурентами) и восстанавливаются быстрее 4.Структура free-float компании по типам инвесторов (инвестиционным стилям) оптимальна 5.Достигнуто оптимальное соотношение между долгосрочными держателями ценных бумаг и спекулянтами, что обеспечивает не только устойчивость котировок, но и высокую ликвидность вторичного рынка ценных бумаг компании ЧТО ПОЛУЧАЕТ ЭМИТЕНТ, СОЗДАВШИЙ КАЧЕСТВЕННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БРЕНД? Таргетинг (постоянная работа над расширением базы инвесторов) Опросы участников рынка, perception studies (адресная работа с нынешними и потенциальными инвесторами) Мониторинг состояния рынков, market intelligence report (привлечение маркет- мейкеров и брокеров, наличие «РЕПО») Идентификация инвесторов (анализ реестра, управление изменениями) Прямой маркетинг ценных бумаг (работа с институциональными и индивидуальными инвесторами, участие в отраслевых и инвестиционных конференциях) … КАКИМИ IR-ИНСТРУМЕНТАМИ ОБЕСПЕЧИВАЕМ:
КТО ИНВЕСТИРУЕТ В РОССИЮ? 10 Источник: Thomson One for IR, на основании данных публичного раскрытия информации Инвесторов очень много и с каждым годом становится больше, но IR-программа должна ориентироваться только на оптимальных для компании инвесторов, не тратить деньги и время менеджмента впустую. Зачастую в практике российских компаний речь идет о необходимости привлечения лишь «целевых» инвесторов.
РЫНОК ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ДОХОДНОСТЕЙ 11 Что стоит учитывать при общении с российским buy-side: Отрасль управления активами в России уже второй год «на голодном пайке»: вполне понятно психологическое нежелание портфельных управляющих работать с низкодоходными финансовыми инструментами (облигациями) Средняя доходность открытых паевых фондов РФ % Янв-Авг 2008
ЭВОЛЮЦИЯ РАСКРЫТИЯ: НОВОЕ НАПОЛНЕНИЕ 12 Раскрытие обязательное: Пресс-релизы (оперативность, информативность, аналитичность, история компании в новостных базах) Годовые отчеты Интернет-сайт с развитым IR-разделом Ежеквартальные отчеты эмитента Существенные факты, данные об аффилированных лицах Раскрытие добровольное: Презентации для инвесторов в акции, для долговых инвесторов Справочники для аналитиков, для журналистов Инвестиционные бюллетени, XBRL - отчетность Мониторинг сведений о компании на сайтах бирж и в «фундаментальных» базах данных: Thomson One, Bloomberg, Factiva, СПАРК, … Раскрытие по принципу «одного окна» - Investor kit Интерактивные документы (годовые отчеты, презентации) «Портреты» компании (Fact sheets) Цель – снижение трудоемкости анализа показателей компании
Примеры: Аудио-трансляции Примеры: Аудио-трансляции клиенты в России и СНГ 13 Самый популярный вид презентации: Слайды на основе презентации в PPT Фотографии выступающих (могут меняться от слайда к слайду) Возможность скачать презентацию в формате PDF Возможность скачать запись в формате mp3 Презентация может быть на русском и/или английском языках
ДОЛГОВОЙ IR: ОТ ОЩУЩЕНИЙ ДО РЕЗУЛЬТАТОВ 14 Задача Клиента: увеличение привлекательности его рублевых облигаций Выбранное решение: идентификация нынешних и потенциальных держателей. Аудитория: российские управляющие компании доходность не ниже средней для данного эшелона ликвидность не ниже среднерыночного уровня (среди эмиссий данного кредитного качества) присутствие в котировальных списках бирж («А1») постоянное наличие признаваемых котировок наличие у эмитента кредитных рейтингов регулярное аналитическое покрытие присутствие облигаций в Ломбардном списке ЦБ активный маркет-мейкер, как обеспечивающий листинговые требования, так и стимулирующий спрос на бумагу Что уже сделано:. Итоги опроса инвесторов и анализа ИБС - требования к «идеальному» выпуску облигаций:..... … …
НЕФОРМАЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ: ежеквартальный бюллетень компании РТМ (1/2) 15 Аналитическое покрытие Бизнес-статистика
НЕФОРМАЛЬНОЕ РАСКРЫТИЕ: ежеквартальный бюллетень компании РТМ (2/2) 16 Анализ структуры портфеля проектов Прогресс по проектам
IR-kit: вся информация компании в одном окне 17 Легко выбрать желаемые документы Легко скачать или прислать самому себе
Контакты 18 Станислав Мартюшев первый зам. ген. директора ЗАО «Интерфакс Бизнес Сервис» Первая Тверская-Ямская, д , Москва Тел: Факс: Россия "Интерфакс Бизнес Сервис" предоставляет эмитентам комплексные услуги в сфере Investor Relations (IR). Этими услугами пользуются компании, которые хотели бы повысить свою привлекательность в глазах инвесторов, создать инвестиционный бренд, добиться увеличения стоимости акций, снизить стоимость заимствований, повысить известность в России и за рубежом, укрепить репутацию.