2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса Принципы наблюдений Джонатан Самет (Jonathan Samet), д.м.н., медицинское облуживание Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 2 Цели изучения Определить основные термины, относящиеся к наблюдениям Определить характеристики систем наблюдений для различных целей Описать основные избранные системы наблюдений
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 3 Использование данных о заболеваемости и смертности 1.Построение гипотезы 2.Планирование мероприятий по охране здоровья 3.Оценка программы 4.Наблюдение
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 4 Контроль «Непрерывный, систематический сбор, анализ и обработка данных, связанных со здравоохранением, необходимых для планирования, реализации и оценки эффективности практик по охране общественного здоровья, тесно связанных со совевременной передачей этих данных лицам, ответственным за контроль и предотвращение распространения заболеваний». - Центры по контролю и профилактике заболеваний США
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 5 Информационная цепь наблюдений за общественным здоровьем Источник: адаптировано CTLT из
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 6 Немедленное определение… Эпидемий Установленных возбудителей Возникающих возбудителей Новых возникающих проблем со здоровьем Изменений во врачебных практиках Изменений в антибиотикорезистентности Химического и биологического терроризма Источник: Thacker and Stroup. (1994).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 7 Периодическая диссеминация для… Оценки масштабов проблемы со здоровьем, включая затраты Оценки деятельности по контролю Расстановки приоритетов исследований Проверки гипотез Облегчения планирования Мониторинга факторов риска Мониторинга изменений во врачебных практиках Источник: Thacker and Stroup. (1994).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 8 Источник: Thacker and Stroup. (1994). Архивная информация для… Описания естественной динамики заболевания Облегчения эпидемиологических и лабораторных исследований Подтверждения использования предварительных данных Расстановки приоритетов исследований Документирования распределения и распространения
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 9 Лангмир (Langmuir) о наблюдениях «Наблюдение применительно к болезни означает постоянную бдительность в отношении распределения и тенденций распространений заболевания путем систематического сбора, сведения и оценки отчетов о заболеваемости и смертности, а также иных релевантных данных». - Александр Лангмир
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 10 От возбудителя до объекта и до заболевания: аспекты наблюдений
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 11 Пример аспектов наблюдений: табак
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 12 Моделирование системы наблюдений Источник: Teutsch (Тойч) и Churchill (Черчилл). (2000).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 13 Системы наблюдений: некоторые характеристики Географический масштаб: от местного до глобального Идентификация события: активное или пассивное Объем: все или экстремальные события Сосредоточенность на мониторинге: возбудитель объект последствия Цель: отслеживание или объявление тревоги
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 14 Моделирование системы наблюдений Источник: Teutsch (Тойч) и Churchill (Черчилл). (2000).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 15 Наступление события: вид события Какой вид события? Воздействие Воздействие загрязненного воздуха, биомониторинг Болезнь Инфекционная болезнь, хроническое заболевание, синдром Травмы Дорожно-транспортные происшествия, убийство Факторы риска для здоровья Ожирение Поведение, связанное со здоровьем Курение, сексуальное поведение, потребление веществ
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 16 Для чего вам необходимо провести наблюдение? Воздействие Объекты Биомаркеры Детерминанты воздействия Поведение Факторы риска Возбудители Характеристики хозяина Резервуары Результаты мероприятий по охране здоровья Болезнь Смерть Медицинское обслуживание Наступление события: наблюдение за чем?
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 17 Контроль ВОЗ над проблемами, касающимися табака Всемирный опрос по вопросам здоровья Опрос взрослых в условиях домашних хозяйств (старше 18 лет), проведенный в 70 странах мира в 2002–2003 гг. Пошаговый подход к контролю (STEPS) Модульное исследование факторов риска хронических заболеваний Глобальный опрос молодежи о табаке Опрос в школах Глобальный опрос взрослых о табаке (планируется)
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 18 Наступление события: какой тип системы? Какой тип системы будет работать лучше? Универсальная: наблюдение за населением Выбрать целую группу или репрезентативный образец для мониторинга состояния интереса (агенты кори, ожирения, биотерроризма) Экстремальная: знаки «предупреждения» Выберите основное «местоположение» для мониторинга состояния интереса (например, необычное заболевание) «Местоположения» могут включать районы, события, провайдеров, животных, переносчиков Выберите «местоположение», которое наиболее восприимчиво к изменениям
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 19 Фиксация события: подходы Активный Периодическое направление запросов на получение историй болезней из источников предоставления информации: врачей, больниц, лабораторий и т.д. Пассивный Основан на инициативе предоставления информации учреждениями и специалистами, обеспечивающими медицинское обслуживание Должен сделать этот процесс предоставления информации простым и наиболее эффективным по времени
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 20 Активный Преимущества Может обеспечить большую чувствительность Может обеспечить сбор более подробной информации Может обеспечить большую репрезентативность Недостатки Дорогостоящий Трудоемкий Трудный для постоянного поддержания Активный в сравнении с пассивным: преимущества и недостатки Пассивный Преимущества Менее затратный Быстрый для разработки и исполнения Полезен для мониторинга тенденций со временем Недостатки Низкая чувствительность Количество имеющихся данных ограничено Может быть нерепрезентативным
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 21 Активный: Регистр онкологических заболеваний SEER Источник:
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 22 Пассивный: болезнь, подлежащая регистрации в Центрах по контролю и профилактике заболеваний Предварительные случаи некоторых болезней, подлежащих регистрации, Соединенные Штаты, неделя, заканчивающаяся 16 июля 2005 г.* Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний США. (2005). * Данные по заболеваниям для включения в отчет за 2005 г. являются предварительными Область, по которой предоставляется отчетность СПИДХламидии всего 2005всего 2004всего 2005всего 2004 Южная Атлантика6,4736,02290,68791,830 Делавэр100801,7291,514 Мэриленд ,69210,009 Округ Колумбия ,9701,910 Виргиния ,55011,732 Западная Виргиния36301,3501,493 Северная Каролина ,48515,198 Южная Каролина ,4339,891
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 23 Моделирование системы наблюдений Источник: Teutsch (Тойч) и Churchill (Черчилл). (2000).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 24 Обработка и анализ события Как вы определяете сигнал? Сбор/редактирование/управление данными Аналитические подходы Статистические подходы
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 25 Изучение события по субъекту, месту и времени По субъекту: демографические данные, образ жизни, факторы риска По месту: составление карт ГИС По времени: эпидемическая кривая, анализ с помощью временных рядов
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 26 По месту: составление карт ГИС ГИС: геоинформационные системы ГИС соединяет место с информацией (такой как адреса с людьми, здания с участками или улицами в пределах сети), а также накладывает эту информацию друг на друга, чтобы дать более четкое представление о том, как она взаимосвязана Вы выбираете, какие слои необходимо объединить на основании своей цели
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 27 Источник иллюстрации: адаптировано CTLT из информации Центров по контролю и профилактике заболеваний США. (2005). По времени: временные ряды Анализ с помощью временных рядов учитывает тот факт, что частные значения, получаемые с течением времени, могут иметь внутреннюю структуру (например, направленность или сезонные колебания), которую необходимо учитывать
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 28 По субъекту: демографические данные Возраст Расовая/этническая принадлежность Профессия Социально-экономическое положение Пол
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 29 По месту: Небольшие районы Государственные подразделения Государства Рассматриваемый элемент определяется доступностью данных в конкретном географическом масштабе
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 30 Источник: Американский национальный институт по борьбе с раком. (1999). Коэффициент смертности от рака, по штатам
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 31 Коэффициент смертности от сердечных заболеваний: 1991–1995 Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний США.
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 32 Коэффициент заболеваемости раком легких среди мужчин на человек Источник: адаптировано CTLT из GLOBOCAN. (2002). IARC.
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 33 Коэффициент заболеваемости раком легких среди женщин на человек Источник: адаптировано CTLT из GLOBOCAN. (2002). IARC.
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 34 Моделирование системы наблюдений Источник: Teutsch (Тойч) и Churchill (Черчилл). (2000).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 35 Распределение информации Обработка информации для своей аудитории Передача факсов, отправка электронных писем и писем лицам из перечня получателей В местном масштабе – практикующим врачам В региональном масштабе – управлениям здравоохранения Веб-сайты Журнальные статьи Средства массовой информации
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 36 Информационные системы потребления табака Глобальная информационная база Архив данных по распространенности факторов риска хронических заболеваний, включая потребление табака Данные резюмированы в Отчете о контроле над факторами риска (SuRF) Всемирная информационная система контроля над табакокурением (GISTOC) Содержит ссылки на базы данных по табаку Источник иллюстрации: Всемирная организация здравоохранения. (2003 и 2005 гг.).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 37 Всемирная организация здравоохранения: Отчет о контроле над факторами риска Источник: Всемирная организация здравоохранения.
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 38 Моделирование системы наблюдений Источник: Teutsch (Тойч) и Churchill (Черчилл). (2000).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 39 Модель наблюдения за хроническими заболеваниями в стране Реакция Построение гипотезы Планирование мероприятий по охране здоровья Оценка программы Источник: Ремингтон (Remington) и Гудман (Goodman). (1999).
2007г. Школа общественного здравоохранения Bloomberg Джонса Хопкинса 40 Выводы Выводы по наблюдениям Постоянный сбор данных Систематичность в соответствии с планом Результаты выдаются тем, кто хочет их знать Вытекающие действия основаны на фактах, полученных системой наблюдения