Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Advertisements

Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
1 из 16 Как образуются понятия. 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Системно-деятельностный подход в процессе обучения физики.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
Наглядность как основной метод обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии Семинар учителей специальных (коррекционных) классов VIII вида МОУ.
Развитие мышления на логопедических занятиях учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Учитель-логопед Климченко С.Р.
Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения Г.К. Лихтенберг.
Развитие логического мышления у учащихся Выступление Е. Н. Бабак учителя начальных классов МОУ СОШ 63 г. Краснодара МОУ СОШ 63 г. Краснодара.
Материалы к уроку по теме: «Мышление». Мышление Мышление-это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и.
Транксрипт:

Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель начальных классов

Обобщение - * есть совокупность мыслительных операций, приводящих к конечному результату, выводу; * выделение и объединение самого главного в изучаемом материале; * это мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.

Виды обобщения Различают : формально-эмпирическое содержательное (теоретическое) МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Уровни развития обобщения: чувственное, практически – действенное; образно – понятийное; понятийно – образное научное. МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Суть обобщения: -выделение наиболее существенных признаков, характеристик; -формирование и формулирование понятий, законов. МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Необходимые умения Относить конкретный объект к заданному взрослым классу Конкретизировать общее понятие через единичные МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Необходимые умения Группировать объекты на основе общих признаков Обозначать образованную группу словом Цель: овладение опережающим словесным обобщением МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Обобщение и абстракция Абстракция - способность выделять общие и существенные признаки, связи и отношения, различать несущественные признаки и связи предметов, отвлекаться от них МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Виды абстракции: * изолирующая – полное отвлечение одного элемента от остальных; *расчленяющая – выделение существенных признаков и отбрасывание несущественных. МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Слово – всегда обобщение Значение слова это всегда обобщение Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму, хотя бы она и не была звуковой речью МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Обобщение и конкретизация Конкретизация это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Особенности конкретизации Соотношение обобщения и конкретизации зависит от характера изучаемого материала, методов обучения, уровня развития детей МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Усвоение понятий У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного опыта учащихся МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Формирование научных понятий Предметные понятия Предметные понятия – знание общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности. Понятия отношений отражают связи и отношения МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010

Значение опыта Трудности возникают, когда новое понятие, обозначаемое определенным словом, не согласуется с содержанием данного понятия

Обобщенный характер понятия Понятие: существует в виде значения слова; в понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде.

Особенности обобщения Развитие обобщения у учащихся идет от широкого ко все более дифференцированному

Обобщение знаний Понимание нового всегда предполагает включение этого нового материала в систему уже имеющихся знаний, формирование связей между ними. При установлении связей между впервые рассматриваемым учебным материалом и уже усвоенными знаниями новое для учащихся становится знакомым, смысл этого нового понимается через ранее усвоенное.

Усвоение логического приёма обобщения возможно лишь в том случае, если школьники уже овладели такими операциями, как анализ, синтез, сравнение. Обобщение даёт возможность поднять знания на более высокий уровень, так как подводит к усвоению научных понятий, законов.

Процесс формирования обобщения можно осуществить в 6 этапов: 1.Проведение нескольких приёмов обобщения под руководством учителя. 2.Диагностика уровня сформированности обобщения школьников. 3.Создание положительной мотивации обучения приёму обобщения. 4.Усвоение приёма и правил его проведения. 5.Перенос приёма на разные условия для решения предметных задач, перенос приёма на внеурочную деятельность, творческое его применение.

Алгоритм ответа учащегося по обобщению: Главное в рассматриваемых фактах, явлениях или объектах… Сходство … Взаимосвязь … Вывод

Умение логически обрабатывать материал часто развивается стихийно. Развитие таких умений должно стать задачей учителя, от этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей ребёнка.

Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком