Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель начальных классов
Обобщение - * есть совокупность мыслительных операций, приводящих к конечному результату, выводу; * выделение и объединение самого главного в изучаемом материале; * это мысленное объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков.
Виды обобщения Различают : формально-эмпирическое содержательное (теоретическое) МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Уровни развития обобщения: чувственное, практически – действенное; образно – понятийное; понятийно – образное научное. МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Суть обобщения: -выделение наиболее существенных признаков, характеристик; -формирование и формулирование понятий, законов. МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Необходимые умения Относить конкретный объект к заданному взрослым классу Конкретизировать общее понятие через единичные МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Необходимые умения Группировать объекты на основе общих признаков Обозначать образованную группу словом Цель: овладение опережающим словесным обобщением МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Обобщение и абстракция Абстракция - способность выделять общие и существенные признаки, связи и отношения, различать несущественные признаки и связи предметов, отвлекаться от них МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Виды абстракции: * изолирующая – полное отвлечение одного элемента от остальных; *расчленяющая – выделение существенных признаков и отбрасывание несущественных. МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Слово – всегда обобщение Значение слова это всегда обобщение Человек мыслит при помощи языка, пользуясь словами. Речь есть форма мышления. Мысли всегда облекаются в речевую форму, хотя бы она и не была звуковой речью МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Обобщение и конкретизация Конкретизация это мысленный переход от общего к единичному, которое соответствует этому общему МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Особенности конкретизации Соотношение обобщения и конкретизации зависит от характера изучаемого материала, методов обучения, уровня развития детей МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Понятие - форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Усвоение понятий У детей овладение понятием в значительной степени зависит от опыта, на который они опираются В усвоении понятий особенно важна правильная организация чувственного опыта учащихся МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Формирование научных понятий Предметные понятия Предметные понятия – знание общих и существенных признаков и свойств предметов объективной действительности. Понятия отношений отражают связи и отношения МОУ СОШ 14, г. Ноябрьск, 2010
Значение опыта Трудности возникают, когда новое понятие, обозначаемое определенным словом, не согласуется с содержанием данного понятия
Обобщенный характер понятия Понятие: существует в виде значения слова; в понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде.
Особенности обобщения Развитие обобщения у учащихся идет от широкого ко все более дифференцированному
Обобщение знаний Понимание нового всегда предполагает включение этого нового материала в систему уже имеющихся знаний, формирование связей между ними. При установлении связей между впервые рассматриваемым учебным материалом и уже усвоенными знаниями новое для учащихся становится знакомым, смысл этого нового понимается через ранее усвоенное.
Усвоение логического приёма обобщения возможно лишь в том случае, если школьники уже овладели такими операциями, как анализ, синтез, сравнение. Обобщение даёт возможность поднять знания на более высокий уровень, так как подводит к усвоению научных понятий, законов.
Процесс формирования обобщения можно осуществить в 6 этапов: 1.Проведение нескольких приёмов обобщения под руководством учителя. 2.Диагностика уровня сформированности обобщения школьников. 3.Создание положительной мотивации обучения приёму обобщения. 4.Усвоение приёма и правил его проведения. 5.Перенос приёма на разные условия для решения предметных задач, перенос приёма на внеурочную деятельность, творческое его применение.
Алгоритм ответа учащегося по обобщению: Главное в рассматриваемых фактах, явлениях или объектах… Сходство … Взаимосвязь … Вывод
Умение логически обрабатывать материал часто развивается стихийно. Развитие таких умений должно стать задачей учителя, от этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей ребёнка.
Знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остаётся с человеком