Тема: Текстологические методы Исполнители: студенты гр. 8Б7И Нгуен Ван Чунг, Нуен Бао Хынг Проверила: проф. Берестнева О.И.
Определение Группа текстологических методов объединяет методы извлечения знаний, основанные на изучении специальных текстов из учебников, монографий, статей, методик и других носителей профессиональных знаний. В буквальном смысле текстологические методы не относятся к текстологии
Текстологические методы извлечения знаний, безусловно, используя основные положения текстологии, отличаются принципиально от ее методологии, во-первых, характером и природой своих источников, а во- вторых, жесткой прагматической направленностью извлечения конкретных профессиональных знаний.
Извлечение знаний из специальных текстов
Компоненты научного текста Т Т = (α,β,γ,δ,θ) L
Основные моменты понимания текста 1. Выдвижение предварительной гипотезы о смысле всего текста (предугадывание). 2. Определение значений непонятных слов (то есть специальной терминологии). 3. Возникновение общей гипотезы о содержании текста (о знаниях). 4. Уточнение значения терминов и интерпретация отдельных фрагментов текста под влиянием общей гипотезы (от целого к частям).
5. Формирование некоторой смысловой структуры текста за счет установления внутренних связей между отдельными важными (ключевыми) словами и фрагментами, а также за счет образования абстрактных понятий, обобщающих конкретные фрагменты знаний. 6. Корректировка общей гипотезы относительно содержащихся в тексте фрагментов знаний (от частей к целому). 7. Принятие основной гипотезы, то есть формирование М 2.
Компоненты формирования смысла текста М 2 = [( α,β,γ,δ ), ω,ε,Φ]
Виды текстологических методов 1. Анализ специальной литературы; 2. Анализ учебников; 3. Анализ методик.
Алгоритм извлечения знаний из текста 1. Составление «базового» списка литературы для ознакомления с предметной областью и чтение по списку. 2. Выбор текста для извлечения знаний. 3. Первое знакомство с текстом (беглое прочтение). Для определения значения незнакомых слов консультации со специалистами или привлечение справочной литературы.
4. Формирование первой гипотезы о макроструктуре текста. 5. Внимательное прочтение текста с выписыванием ключевых слов и выражений, то есть выделение «смысловых вех» (компрессия текста).
6. Определение связей между ключевыми словами, разработка макроструктуры текста в форме графа или «сжатого» текста (реферата). 7. Формирование поля знаний на основании макроструктуры текста.