Новые возможности развития внутригородских территорий в свете изменений в земельном и градостроительном законодательстве: теория и практика НОУ «Центр правового содействия ТМ-Сервис» , г. Нижний Новгород, ул. Сестер Рукавишниковых, д. 16/9, оф..3. Тел./факс: , тел © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
2. Тенденции и перспективы в: 1. Развитии градостроительного и земельного законодательства: -федерального применения, -регионального применения, -местных (муниципальных) нормативных актов. 2. Правоприменительной практике, правовых процедурах, алгоритмах (реализации механизма правового регулирования) на всех трех уровнях. 3. Судебной практике разрешения споров в сфере землепользования и градостроительства. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
3. Предметы регулирования градостроительного и земельного законодательства Предмет градостроительного законодательства – отношения по установлению назначения, разрешенного использования территорий, земельных участков, иных объектов недвижимости, а также по формированию, созданию новых и изменению существующих земельных участков и иных объектов недвижимости Предмет земельного законодательства – отношения по использованию и охране сформированных с учетом требований градостроительного законодательства земельных участков © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
© Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , , Приоритет градостроительного подхода документов планирования Утвержденные документы территориального планирования и документации по планировке территории являются основанием для: а) изменения границ категорий земель (и, соответственно, для перевода земель из одной категории в другую) б) принятие решений о резервировании земель и выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд в) для изменения границ муниципальных образований
5. Основные положения в территориальном планировании Признание ранее утвержденной градостроительной документации действительной (Но применительно к генеральным планам: необходимо распространить на всю территорию поселений, городских округов) С 1 января 2008 года не допускается осуществлять подготовку документации по планировке территории при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев подготовки проектов межевания застроенных территорий (до указанного срока – можно) С 1 января 2008 года при отсутствии документов территориального планирования не допускается принятие решений: -о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд -о переводе земель из одной категории в другую
6. Универсальные принципы градостроительного зонирования Градостроительное зонирование существует в условиях рынка недвижимости, когда у объектов недвижимости могут меняться субъекты владения, т.е. в условиях наличия оборота недвижимости. Градостроительные регламенты подписываются земельным участком и объектам недвижимости, а не их собственникам. От смены владельца регламент разрешенного использования объекта не изменится. Градостроительные регламенты использования недвижимости обязательны для исполнения всеми субъектами градостроительной деятельности Градостроительные регламенты должны быть гласно предъявлены и общедоступны. В их разработке обязательно должна присутствовать стадия общественных обсуждений или другой вид участия общественности в принятии решений Градостроительные регламенты, установленные применительно к территориальным зонам, распространяются в равной мере на все земельные участки, иные объекты недвижимости в этих зонах расположенные
7. Градостроительное зонирование -Состав правил землепользования и застройки -Порядок установления территориальных зон -Градостроительный регламент -Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства -Предельные размеры земельных участков и примерные параметры строительства, реконструкции -Виды и состав территориальных зон -Порядок подготовки и утверждения правил землепользования и застройки -Порядок внесения изменений в правила землепользований и застройки
8. Выделение задач нормативного урегулирования процессов планировки территории Градостроительная подготовка земельных участков из состава государственных, муниципальных земель может осуществляться применительно к следующим случаям: 1.Градостроительная подготовка свободных от прав третьих лиц земельных участков в существующей застройке для строительства 2.Градостроительная подготовка земельных участков на застроенных территориях обремененных правами третьих лиц, для осуществления реконструкции 3.Градостроительная подготовка земельных участков из состава государственных муниципальных земель на незастроенных, свободных от прав третьих лиц и не разделенных на земельные участки территориях для их комплексного освоения в целях жилищного строительства 4.Выделение путем градостроительной подготовки земельных участков многоквартирных домов, иных зданий, строений, сооружений на застроенных территориях, не разделенных на земельные участки 5.Выделение границ публичных земель посредством подготовки проектов документов по планировке застроенных территорий в случаях фиксации сложившейся планировочной организации территорий
9. Некоторые особенности, тенденции и перспективы развития земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения на федеральном уровне. Дополнительные возможности для развития городских территорий. 1. Тенденция к системе единого учета земли и объектов недвижимости. (Программа перехода к 2008 г.) Сложившаяся международная практика. 2. Изменения в Земельный и Градостроительный кодексы РФ с целью снятия противоречий и синхронизации процедур. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
10. Некоторые особенности, тенденции и перспективы развития земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения на федеральном уровне Пример: Граница МО, черта населенного пункта Ген.план утверждается ор. М.с.у., в Уставе МО содержится информация о черте населенного пункта. Границу МО утверждает исполнительный орган СРФ, (ранее было полномочие законодательного органа СРФ). © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
11. Некоторые особенности, тенденции и перспективы развития земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения на федеральном уровне Продолжение 3. Перераспределение полномочий по выделению земельных участков между органами государственной власти СРФ и органами местного самоуправления. Разные полномочия у органов местного самоуправления МО - административного центра СРФ и МО - городскими округами и муниципальными районами. 4. Новация Лесного кодекса. Возможность расположения лесов не только на землях лесного фонда, но и на землях поселений. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
12. Некоторые нормативные акты, регулирующие земельные отношения на региональном уровне (на примере Нижегородской области) 0, 1. Новая редакция регионального закона «О регулировании земельных отношений в Нижегородской области» - проект от 22 мая 2007 г. (в первом чтении). 2. Новая (действующая) редакция Постановления Правительства Н.о. «О мерах по реализации вышеуказанного закона при строительстве, реконструкции объектов недвижимости и размещении временных объектов» от 29 марта 2007 г. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
13. Некоторые особенности, тенденции и перспективы развития земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения на региональном уровне. Региональные алгоритмы развития годских территорий. 1.Концентрация полномочий и детализация процедур. Уточнение полномочий Уточнение полномочий Правительства Н.о., в частности, принятие решений о : -предварительном согласовании места размещения объекта в г.Н.Новгороде; -целесообразности развития застроенной территории населенных пунктов; -порядке подготовки материалов, необходимых для принятия решения о целесообразности развития застроенной территории; - исключение из процедуры заявки без указания места размещения объекта. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
14. Некоторые особенности, тенденции и перспективы развития земельного и иного законодательства, регулирующего земельные отношения на региональном уровне Продолжение 2. Регулирование отношений между органами государственной власти СРФ и органами местного самоуправления на основе соглашений. Отсутствие правового императива. -протокол заседания носит рекомендательный характер; -предложение органам м.с.у. заключить соглашения и принять необходимые муниципальные правовые акты; -в частных случаях - изменить градостроительную документацию, вид зонирования или разрешенного использования з.у. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
15. Новейшая судебная практика 1. Отсутствие правового основания по обращению в суд для изменения кадастровой стоимости з.у. и снижения сумм платежей земельного налога. Пример. Возможность изменения категории земельного участка через изменение черты населенного пункта. 2.Оспаривание протокола инвестиционного совета в судебном порядке. © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , ,
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! © Материал подготовлен Центром правового содействия Т.М.-Сервис , , НОУ «Центр правового содействия ТМ-Сервис» , г. Нижний Новгород, ул. Сестер Рукавишниковых, д. 16/9, оф..3. Тел./факс: (812) , тел.(812)