МКОУ Усть-Хопёрская СОШ 2013 г семинар Методист Зимина Нина Васильевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Типы и особенности электронных образовательных ресурсов.
Advertisements

Использование ЭОР на уроках математики. Актуальность Современные подходы к обучению математике в средней школе предполагают, что учащиеся овладеют не.
Учитель математики МОУ «СОШ с. Полеводинское Духовницкого района Саратовской области» Кулемякина Наталья Васильевна.
Использование ЭОР по на различных этапах урока математики Вершинина Анна Ивановна, учитель математики и информатики МАОУ «Лицей»
Голенкина Нина Станиславовна, учитель физики первой категории, МБОУ СОШ 20 города Королёва, Московской области.
Цифровые образовательные ресурсы Введение В современном обществе дети с ранних лет окружены разнообразными цифровыми инструментами. В современном обществе.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики и информатики Районный семинар учителей математики и информатики образовательных.
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики Городское методическое объединение учителей математики г.Белорецк Городское методическое.
Использование ЦОР на уроках математики в 5-6 классе Сазонов Н.В. – учитель математики МБОУ Лицея «Созвездие» 131 Самара, 2012.
Пашкова О.В., начальник службы информатизации образования МКУ НМИЦ Использование электронных образовательных ресурсов на уроках информатики и ИКТ.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) в системе информационных образовательных ресурсов (ИОР) МУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя»
WINTER Template Использование ИУМК на уроках физики Автор : Дракина Е.А. учитель физики МОУ лицей 6 г.Ессентуки.
ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.
Учитель начальных классов МОУ-СОШ с. Орловское 1 квалификационной категории Андюкова Елена Владимировна.
Лангепас Электронные образовательные ресурсы – это учебные материалы, для воспроизведения которых используется компьютер Типы ресурсов Тексто графические.
Использование ЦОР (ЭОР) в преподавании информатики Утянская Е.В. учитель информатики МОУ Гимназия Александрова Т.П. зам. директора по ИКТ МОУ Гимназия.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе. Математика 1.
Транксрипт:

МКОУ Усть-Хопёрская СОШ 2013 г семинар Методист Зимина Нина Васильевна

Вы не можете научить человека чему-нибудь; Вы можете только помочь ему понять это самому

«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировывать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки». А.А. Леонтьев, доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО.

ЭОР (ЦОР) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Результаты исследования эффективности целевого использования электронных учебных материалов (ЭУМ) (2003) широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов для решения дидактических задач: предъявление учебной информации; информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов; поддержка различных активных форм занятий; тренаж навыков и умений различного характера, решение задач; контроль и оценка знаний учащихся.

Набор ЦОР - это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме ресурсы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, «привязанные» к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями

Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР? интерактив; мультимедиа; моделинг; коммуникативность; производительность.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов (ФЦИОР) ( Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК) ( (

Целью создания Коллекции является сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

На сайте ФЦИОР ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).

Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого ТЭ имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ): модуль получения информации (И-тип); модуль практических занятий (П-тип); модуль контроля (в общем случае – аттестации) (К-тип).

Структура совокупного контента ОМС по предмету

Вариативы ЭУМ могут отличаться друг от друга: глубиной представления материала методикой характером учебной работы технологией представления учебных материалов наличием специальных возможностей способом достижения учебной цели

Какими преимуществами обладают ОМС? отсутствие содержательных и технических ограничений; возможности построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося; неограниченный жизненный цикл системы;

Преимущества ОМС обеспечивают качество ЭОР, необходимое для широкого внедрения и эффективного использования в учебном процессе за счет развития активно-деятельных форм обучения, открывают перспективы реализации новых образовательных технологий, новых форм аудиторной и самостоятельной учебной работы, в том числе – дистанционных. Совокупность новых возможностей ОМС позволяет определить её как ЭОР нового поколения.

Основные характеристики ЭОР, размещенных во ФЦИОР: модульная архитектура (учебный электронный модуль (ЭОР) – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу); доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем, для воспроизведение требуется установка плеера и в ряде случаев дополнительного программного обеспечения, что несколько снижает доступность этих ЭОР и предъявляет требования к ИКТ-компетентности пользователей); вариативность (содержательная вариативность: уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала); мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации и их различные комбинации); интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов федерального уровня ( создана с целью предоставления учителям и учащимся информационных и методических материалов, необходимых для организации учебного процесса. учебную, включающую цифровые ресурсы, специально разработанные для использования в образовательном процессе; культурно-просветительскую (универсальную, многопрофильную), включающую цифровые ресурсы, не имеющие учебной специфики. Содержание Единой коллекции делится на две основные составляющие:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов сформирована по предметно-тематическому принципу и состоит из следующих основных разделов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости. Основной траекторией выбора ресурсов является траектория типа: класс – предмет – учебный или методический материал - рубрики учебного или методического материала.

Список найденных учебных материалов выдается пользователю классифицированным по типам: наборы цифровых ресурсов к учебникам; поурочные планирования; методические рекомендации; инновационные учебные материалы; инструменты учебной деятельности; электронные издания; коллекции; комплексные ресурсы; инструменты организации учебного процесса.

теория, практика, контроль.

Участники образовательного процесса могут использовать ЦОР Единой коллекции в своих целях – учителя в методических и практических, учащиеся – в образовательных, используя отдельные ресурсы в своих рефератах, докладах и т.д.

1. Комплексность. Возможность обеспечения всех компонентов образовательного процесса: получение информации практические занятия аттестация (контроль учебных достижений) 2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения 3. Возможность более полноценного обучения вне аудитории 22

Активное взаимодействие пользователя с электронным учебным продуктом является главным преимуществом, стратегической задачей информатизации образования. Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.

Формы взаимодействия пользователя с ЭОР Уровень интерактивности Описание 1 Условно-пассивный Чтение текста, просмотр графики, фото и видео, прослушивание звука 2 Активный Навигация по гиперссылкам, просмотр трехмерных объектов, задания на выбор варианта ответа и другие простейшие формы 3 Деятельностный Задание на ввод численного ответа, перемещение и совмещение объектов, работа с интерактивными моделями 4 Исследовательский Работа с виртуальными лабораториями

Что нового дают ЭОР учащемуся? Прежде всего – возможность действительно научиться. Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Дай мне попробовать, и я научусь».

Комплект ЭОР помогает учителю при подготовке к уроку: компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов; большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете; эффективный поиск информации в комплекте цифровых образовательных ресурсов; подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам); подготовка творческих заданий; подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами; обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и носители информации.

Комплект ЭОР помогает учителю при проведении урока: демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор; использование виртуальных лабораторий и интерактивных моделей набора в режиме фронтальных лабораторных работ; компьютерное тестирование учащихся и помощь в оценивании знаний; индивидуальная исследовательская и творческая работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами на уроке.

Методические цели использования ЭОР: индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности; визуализировать учебную информацию; моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления.

Основные направления использования ЭОР в образовательном процессе: контроль знаний учащихся; самообразование как учащихся, так и педагогов; иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности; возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.; возможность доступа учащихся к интернет - коллекциям рефератов; увеличение доли практических занятий за счет проведения лабораторных практикумов с применением компьютерного моделирования объектов и процессов; обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих) формирование навыков постановки и решения прикладных задач с использованием ИКТ; обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.

ЭОР НП имеют большие возможности для организации деятельности и учителя, и учеников в условиях классно-урочной системы при проведении традиционных уроков. При этом следует учитывать, что такие их характеристики, как мультимедийность и интерактивность, коренным образом меняют привычную деятельность учителя и деятельность учащихся. Особенно существенное значение имеет применение ЭОР НП для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Использование ЭОР НП влияет и на процесс реализации и распространения инновационных педагогических технологий, с одной стороны, повышая эффективность их применения в условиях классно-урочной системы, с другой стороны, инициируя появление новых форм, методов, технологий.

При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть, что ЭОРы должны: соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки РФ, используемым предметным программам; ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения; обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения; предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета; обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы; превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы; иметь удобный интерфейс.

Учитель может использовать ЦОР: во время объяснения нового материала в качестве иллюстрации к рассказу (демонстрации); для закрепления нового материала с последующим устным опросом или работой с карточками; чтобы закрепить знания в процессе выполнения самостоятельной работы с интерактивным модулем; чтобы проверить степень усвоения материала учащимися чтобы обозначить проблему, которая будет решаться в ходе урока; для домашних заданий, например, предложить ученику использовать информационные объекты в презентациях к сообщению (докладу, реферату, проекту); для того, чтобы научить учащихся извлекать необходимую информацию(справочные таблицы, схемы); для развития любознательности; для того чтобы учащийся мог подготовиться к выполнению практической или лабораторной работы

Проблемы при подготовке и проведении уроков с применением ЭОР и ЦОР В учебном графике учителя отведено мало времени на изучение, разработку и внедрение новых компьютерных методик, на создание собственного электронного дидактического материала. Барьером может быть и психологическая неготовность учителя. Отсутствие полностью оборудованного кабинета. Отсутствие необходимого количества компьютеров для тестирования. Низкий уровень владения программными средствами для создания собственных электронных средств обучения. Существует вероятность, что увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

Следствия использования ЦОР переход от репродуктивного процесса обучения к активно - деятельностному поддержка разнообразия методик и организационных форм обучения выстраивание индивидуальных образовательных траекторий изучения предмета в соответствии с возможностями и образовательными потребностями учащихся стимулирование успешного обучения всех категорий учащихся реализация компетентностного подхода к изучению предмета, активное использование его прикладной составляющей 36

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

широкое внедрение наборов ЦОР в общеобразовательные учебные заведения; приобретение самыми широкими кругами учительства столь необходимого опыта использования средств ИКТ в учебном процессе; выработку «привычки» к использованию ИКТ, стимулирование педагогов к применению современных образовательных технологий Стрюкова Е.Ю.