Личностные результаты: что и как мы можем измерять КГКСУ «Центр оценки качества образования Ольга Викторовна Езовских, методист отдела мониторинга качества образования
Что и как мы можем измерить? Результаты образовательного процесса: Личностные Метапредметные Предметные Личностные результаты – основа и условия процесса образования и воспитания
Ограничения оценивания Мы не располагаем инструментом для оценки формирования философских и нравственных категорий, личностных характеристик, основывающихся на этих категориях (для оценки формирования гражданской идентичности, ценностей, становления ценностных ориентаций и взглядов, эстетических потребностей, ценностей и чувств)
Возможности оценивания Мы располагаем инструментом для оценки следующих индивидуально-личностных особенностей ребенка в начальной школе Мотивация Усвоение норм поведения в школе Успешность функционирования в роли ученика Взаимодействие со сверстниками Эмоциональная стабильность (тревожность) Эмоциональное благополучие Мы можем измерить самооценку, эмоциональное отношение к школьной жизни, а также выявить некоторые аспекты эмоционального неблагополучия, проявляющиеся в школьной жизни ученика (агрессивность, гиперактивность, тревожность, стресс)
Почему именно эти показатели? Они характеризуют наиболее важные для образовательного процесса стороны жизни ученика Они дают возможность осуществить индивидуальный подход и точную коррекцию образовательного процесса Они задают вектор оценки личностных результатов, обеспечивающий преемственность в школьной системе оценивания – от начальной школы к основной
Инструментарий для оценки индивидуальных образовательных достижений в начальной школе Разработан Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования (Москва) Руководитель группы разработчиков – к.п.н. Г. С. Ковалёва Материалы проекта можно найти на сайте Страница с видеоматериалами по проекту «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе», выступление Даниленко Ольги Васильевны (часть 1 и 2):
Особенности организации работы с результатами оценки индивидуальных образовательных достижений Инструментарий разработан с учетом требований законов и нормативных документов Информация, получаемая в ходе оценки, строго конфиденциальна и в подробностях может обсуждаться только непосредственными участниками (учитель, родители ученика – в индивидуальном порядке, психолог – при наличии такового) За границами непосредственной образовательной ситуации вся информация может использоваться только в обезличенном и обобщённом виде
1-й класс Стартовая диагностика: четыре психодиагностических методики, анкета для учителя, карта первоклассника, анкета для родителей Итоговая диагностика образовательных достижений первоклассников: итоговые работы по русскому языку, математике, чтению, две психодиагностических методики, анкета для учителя, карта первоклассника, анкета для родителей
Результаты стартовой и итоговой диагностики в 1-м классе Получаем адаптационный (осенью), а также итоговый и динамический (весной) профиль первоклассника и итоговый профиль первого класса в целом Есть возможность детально оценить все грани адаптационного процесса, обсудить их с родителями и психологом и принять решение о путях дальнейшей работы с учеником и классом
2-й и 3-й класс Итоговая диагностика образовательных достижений учащихся вторых и третьих классов: итоговые работы по русскому языку, математике, чтению художественного и информационного текста, две психодиагностических методики, анкета для второклассника, анкета для учителя, карта второклассника, анкета для родителей
Расширение возможностей диагностики в зависимости от возраста Итоговая работа по чтению делится на две: чтение художественного текста и чтение информационного текста, оценивается уровень достижений ученика В итоговой диагностике 2-го и 3-го класса появляется анкета для учащегося, которая позволяет исследовать особенности мотивации учеников
Пример получаемого профиля
Возможности, которые даёт инструментарий оценки индивидуальных достижений учащихся Индивидуальный подход Внимание каждому ученику Возможность учитывать много факторов, свидетельствующих об успехах и проблемах, а также влияющих на эти успехи и проблемы Возможность оперативно и точно воздействовать на образовательный процесс
Цель и применение оценки личностных результатов Это оценка, которую нужно использовать для поддержки – ученика, учителя, родителей учащихся Применять оценку личностных результатов для аттестации невозможно Использование этой оценки для воздействия на образовательный процесс извне (за рамками класса) делает её результаты непригодными
Вопросы для обсуждения в группе Познакомьтесь с показателями, которые присутствуют на профилях. Какие из них можно использовать для оценки личностных результатов? На основе профиля 1-классников Красноярского края выделите сильные и слабые стороны образовательной системы. Чем отличается профиль школ – «пилотов» ФГОС НОО от профиля края? С чем это может быть связано? Проанализируйте профили трех учеников (профиль 1, профиль 2 и профили 3-4). Что вы можете и что вы не можете сказать об особенностях их развития в тот период, который отражен на профиле?