Ведущий эксперт по сертификации систем менеджмента качества: СИДОРИН Александр Вячеславович заместитель руководителя органа по сертификации систем менеджмента качества Старший преподаватель кафедры общего менеджмента Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» Quality Service – Schaffhausen (Швейцария) Системы сертификации «Военный Регистр» Подготовка к сертификации НОУ «Учебный центр» ОАО «Газпром» Подготовка к сертификации ГОУ ВПО «РГТЭУ» Разработка НД по документационному обеспечению Управления делами ОАО «Аэрофлот» (в рамках подготовки к сертификации в «TÜV-серт») Автор дистанционного курса обучения «Менеджмент качества высокотехнологичного производства» Курс лекций для разработчиков документации СМК в Контрольно-счетной палате г. Москвы Курс лекций для внутренних аудиторов «ВНИИИ АЭС – Проектный Офис» Подготовка к сертификации более 30 предприятий, курс лекций по СМК на 12 предприятиях Более 200 сертификационных аудитов СМК за 11 лет работы
Сидорин А.В.2 Стандарты ИСО серии 9000 и основные принципы менеджмента качества Методический материал для лекций по системам менеджмента качества
Сидорин А.В.3 MIL - Q A США, 1959 AQAP NATO 1974 BS 5750 Великобритания 1979 IS ISO 9000 ISO, 1987 IS ISO 9000 ISO, 2000, 2008 ISO, 1994 IS ISO 9000 Россия, 1996 ГОСТ Р ИСО 9000 Россия, 2001, 2008 ГОСТ Р ИСО 9000 Эволюция стандартов ИСО серии 9000
Сидорин А.В.4 Стандарты ИСО серии 9000 МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. МС ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования. МС ИСО 9004:2000 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. МС ИСО 19011:2002 Руководство по проверке систем менеджмента качества и/или систем менеджмента, связанного с окружающей средой.
© Сидорин А.В.5 Семейство стандартов ИСО 9000 МС ИСО 9000 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. МС ИСО 9001 определяет требования к системам менеджмента качества для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям, и направлен на повышение удовлетворенности потребителей.
© Сидорин А.В.6 Семейство стандартов ИСО 9000 МС ИСО 9004 содержит рекомендации, в которых учтены как результативность, так и эффективность системы менеджмента качества. Целью этого стандарта является улучшение деятельности организации и удовлетворенность потребителей и других заинтересованных сторон. МС ИСО содержит методические указания по аудиту систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента.
Сидорин А.В.7 ГОСТ Р ИСО МС ИСО 13485:2003 ГОСТ РВ ИСО/ТУ 16949:2002 ГОСТ Р EN 9100 IWA 2:2003 ГОСТ Р ISO 14001:2004 OHSAS 18001:2007 ISO 22000:2005 ДРУГИЕ СТАНДАРТЫ Стандарты, разработанные на основе и с учетом положений международного стандарта ИСО 9001 Стандарты на основе ИСО серии 9000
Сидорин А.В.8 Управление качеством в вузе Общепринятые критерии соответствия менеджмента вуза международным нормам: 1.Критерии конкурса Минобразования и науки России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (Типовая модель). 2.Стандарты и Директивы Европейской Ассоциации гарантии качества в высшем образовании на территории Европы (ENQA: European Network for Quality Assurance in Higher Education). 3.Критерии стандарта международной организации по стандартизации ISO 9001: Критерии Всеобщего менеджмента качества (TQM). 5.Критерии самооценки системы менеджмента в соответствии с моделью Европейской премии за качество «Совершенство в бизнесе» (EQA:European Quality Award ).
Предисловие. Введение. 1.Область применения 2.Нормативные ссылки 3.Термины и определения 4.Система менеджмента качества 5.Ответственность руководства 6.Менеджмент ресурсов 7.Выпуск продукции 8.Измерение, анализ и улучшение Сидорин А.В.9 Структура стандарта ISO 9001:2008
Сидорин А.В.10 Принципы менеджмента качества 1. Ориентация на потребителя 2. Лидерство руководителя 3. Вовлечение работников 4. Процессный подход 5. Системный подход к менеджменту 6. Постоянное улучшение 7. Принятие решений, основанное на фактах 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Сидорин А.В.11 Принципы менеджмента качества 1.Организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. 2.Руководители обеспечивают единство цели организации и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации.
Сидорин А.В.12 Принципы менеджмента качества 3. Руководители обеспечивают единство цели организации и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью вовлечены в решение задач организации. 4. Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельность и соответствующие ресурсы управляются как процесс.
Сидорин А.В.13 Принципы менеджмента качества 5. Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системой вносят вклад в результативность и эффективность организации при достижении её целей. 6. Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как неизменную цель организации. 7. Эффективные решения основываются на анализе достоверных данных и информации.
Сидорин А.В.14 Принципы менеджмента качества 8. Организация и ее поставщики взаимосвязаны, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.