Актуальные вопросы управления качеством онкологической помощи населению Главный онколог МЗ РТ Главный врач КОД МЗ РТ Председатель правления ассоциации онкологических учреждений Приволжского федерального округа Д.м.н. профессор Р.Ш.Хасанов
Социально-экономические потери от ЗНО в РФ ежегодные потери в связи со смертностью населения составляют: около 80 млрд. рублей (по условно- недопроизведенному продукту более 4,3 млн. человеко-лет жизни в т.ч. около 500 тыс. в трудоспособном возрасте (Е.М.Аксель, 2005) 2
Социально-экономические потери от ЗНО в РТ ежегодные потери в связи со смертностью населения составляют: около 1,6 млрд. рублей (по условно- недопроизведенному продукту) более 100 тыс. человеко-лет жизни в т.ч. около 13 тыс. в трудоспособном возрасте. 3
Экономический аспект В настоящее время в развитых странах затраты на лечение онкологической патологии составляют 10% от всех затрат на здравоохранение, причем более 60% этих средств затрачиваются на последние 6 месяцев жизни пациентов 4
Экономические аспект (продолжение) Большинство стран даже с высоким уровнем доходов населения не в состоянии экономически обеспечить всем нуждающимся полномасштабное лечение ЗНО на современном уровне, уход за больными и адекватную медицинскую и социальную реабилитацию 5
Цель деятельности онкологической службы: снижение социально- экономического ущерба от злокачественных новообразований путем повышения медицинской результативности и экономической эффективности деятельности службы, т.е. качества онкологической помощи населению
Определения качества Согласно международному стандарту ИСО 8401 «Качество – это совокуп- ность свойств и характеристик про- дукции или услуги, которая опре- деляет их способность удовлетворять установленным или предполагаемым требованиям» Качество медицинской помощи – это степень соответствия медицинской помощи заранее установленным критериям и стандартам
Уровни показателей качества онкологической помощи Отраслевой (состояние онкологической помощи на уровне субъекта РФ - области, республики, края) Учрежденческий (показатели деятельности в каждом ЛПУ общей лечебной и специализированной сети) Персональный (квалификация и подготовка кадров)
Компоненты отраслевого уровня онкологической помощи (они же - этапы онкологической помощи) Доврачебный (ФАП, смотровые кабинеты поликлиник и женских консультаций) Врачебный многопрофильный: -амбулаторная помощь (врачебные амбулатории, поликлиники (ЦР и городских больниц), онкологические кабинеты ЦРБ) -стационарная помощь (неотложная помощь, симптоматическое лечение) Врачебный специализированный (онкологические диспансеры и онкологические отделения многопрофильных ЛПУ)
Объекты управления качеством: структура (кадры, материально- технические ресурсы,) процесс (технологии) результат (анализ степени достижения планового уровня индикатора качества)
Управление структурой Организационно-методическая деятельность онкологических диспансеров (совместно с кафедрами онкологии) курация ЦРБ районов и поликлиник выездные семинары для медработников общей лечебной сети (врачи, фельдшера, акушерки).
Управление структурой (продолжение) учебно-методические циклы для врачей терапевтов, стоматологов, семейных врачей по вопросам ранней диагностики опухолей, организации противоболевой терапии и др.). обучение на рабочих местах в Территориальных ОД районных онкологов, врачей-цитологов и морфологов, медсестер онкологических кабинетов ЦРБ, фельдшеров и акушерок ФАП
Управление структурой (продолжение) расширение и модернизация материально-технической базы специализированной онкологической службы, внедрение новых методов диагностики и лечения
Управление технологией (как пример - раннего выявления ЗНО в АПУ (ФАП, смотровой кабинет, поликлиника): Диагностико-тактический алгоритм деятельности медработника: - клинический осмотр - инструментальные исследования - лабораторные исследования - бланк онкологического осмотра в амбулаторной карте (фиксирование факта осмотра!)
КАРТА профилактического осмотра Примечание: при подозрении на рак, или предраковое заболевание, в соответствующем поле ставится символ +; при отсутствии подозрительных симптомов ставится символ N (Норма). Дата осмотра Органы, подлежащие осмотру: Год, число месяц 1999,…,… 2000,…,… 2001,…,… 2002,…,… 2003,…,… Губа Рот и глотка Кожа Мол. железы Прямая кишка Шейка матки Щитовидная железа Пред. железа NNNNNN+ Иванова Мария Ивановна, 1925 г.р., с.Б.Тарханы, ул.Фрунзе д.25
Технология позволяет обеспечить контроль за следующими параметрами: полнота охвата прикрепленного населения соблюдение алгоритма (стандарта) осмотра качество осмотра (ретро - и проспективным методом)
Управление результатом: через анализ уровней показателей деятельности (на примере некоторых отраслевых показателей) Смертность Запущенность Одногодичная летальность Выживаемость
5-летняя выживаемость больных ЗНО (С00-С97) в Республике Татарстан (%) Прирост Все население Оба пола37,6745,357,69 Мужчины28,0634,616,55 Женщины47,2455,298,05 Городское население Оба пола40,8747,756,88 Мужчины30,5436,646,10 Женщины50,4157,206,79 Сельское население Оба пола28,7838,219,42 Мужчины22,0829,467,38 Женщины37,0548,5511,50 19
Выживаемость больных ЗНО в Республике Татарстан % лет 20
Прирост 5-летней выживаемости больных ЗНО в Республике Татарстан (%) за период гг 21 «Внутренние» локализации Визуальные локализации Мужчины Женщины
Требуют решения следующие вопросы 1) подготовка медицинских работников общей лечебной сети в вопросах профилактики, диагностики и диспансеризации новообразований (в т.ч. в процессе дополнительной диспансеризации и дополнительных медицинских осмотров работающего населения) 2) организация взаимодействия онкологической и служб ПМСП при организации дополнительной диспансеризации и дополнительных медосмотров 3) развитие скрининговых программ в целях раннего выявления ЗНО на популяционном уровне
Требуют решения следующие вопросы (продолжение) 4) Разработка стандартов диагностики и лечения во взаимосвязи с финансированием 5) укрепление материально-технической базы и и кадрового потенциала 6) гарантированное финансирования лекарственного лечения 7) повышение активности населения в вопросах охраны собственного здоровья
Пока эти вопросы далеки от полного решения. Следствие этого: Большая часть пациентов (до 80%) обращаются в ЛПУ самостоятельно, на основании появившихся жалоб, при размерах опухоли больше 1,0 см и на стадии регионарных метастазов Выявляемость ЗНО на профилактических осмотрах (достаточно условный показатель!) даже по данным статистики, ниже 12%, а реально вряд ли выше 5%
Затруднено развитие ВТМП Не выдерживаются схемы химиотерапевтического лечения Показатели онкологической помощи населению России ниже, чем в развитых странах мира (например, смертность от РМЖ, составляет ½ от заболеваемости, в то время как в США и странах ЕЭС наметилась тенденция к ее снижению (до 1 / 3 от заболеваемости)
Необходимый компонент управления качеством Комплексная автоматизированная экспертно-аналитическая система: информационные потоки базы данных алгоритмы поиска, оценки принятия решений и контроля за их исполнением
Источники информации онкологической службы
Контроль и управление качеством онкологической помощи – один из приоритетов деятельности Ассоциации онкологических учреждений Приволжского федерального округа Реализация приказа Росздравнадзора 1593 – Пр /05 от 21 июля 2005 года «О разработке модели системы управления качеством онкологической помощи населению РФ»
Разработка системы управления качеством онкологической помощи требует комплексного подхода, объединяющего усилия онкослужбы с возможностями новых государственных и общественных инициатив: 1. Государственная политика в области здравоохранения: - ДЛО - Приоритетный национальный проект «Здоровье» 2. Общероссийское общественное движение «Медицина за качество жизни» (поддержано Всероссийской политической партией «Единая Россия» 3. Всероссийская онкологическая социальная программа «Равное право на жизнь» (рекомендована Комитетом по охране здоровья Государственной Думы ФС РФ для реализации в субъектах РФ)
Предложение: необходимо встраивать направления онкологической помощи в содержание Национальных приоритетных проектов в области здравоохранения Например: дополнить Прядок проведения Доп. диспансеризации работающих граждан (Приказ МЗ и СР РФ от г. 47) алгоритмом осмотра врача- хирурга (визуальные локализации), с обязательным отражением итогов осмотра в форме 131/у-ДД-7 (карта учета дополнительной диспансеризации - д.б. дополнена соответствующими полями)
Благодарю за внимание!