Подготовка к написанию сочинения- рассуждения ГИА 2013
Пособия для подготовки к написанию сочинения-рассуждения
Страницы рабочей тетради 5-7 кл.
Советы по написанию сочинения Часть 3 С 2 (По темам сборника И. П. Цыбулько) ГИА 2013
Формулировка задания Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (указан автор): «(приведена цитата)». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами (автора). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В каждом варианте КИМа будет своя тема сочинения – цитата умного человека (писателя, философа, учёного-языковеда). Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, – они подскажут, о чём писать в сочинении.
Тематические блоки 1. Связь грамматики и лексики в русском языке. 2. Синтаксис. 3. Богатство русской речи, точность слова 4. Лексика.
Вариант 1 «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Лев Васильевич Успенский)
Вариант 8 «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». ( Борис Николаевич Головин)
Вариант 16 «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер». (Светлана Ивановна Львова)
Вариант 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». (Михаил Викторович Панов)
Вариант 31 «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». (Поль Рикёр)
Композиция сочинения-рассуждения 1. Вступление. Тезис Формулировка тезиса (главной мысли, которую необходимо аргументировать). 2. Основная часть. Доказательства Теоретическое рассуждение (как ты понимаешь это высказывание), подкреплённое двумя примерами. 3. Заключение. Вывод Каждая часть сочинения пишется с красной строки.
Теоретические рассуждения Тезис Вывод 2 примера
Вступление С чего начать? Воспользуйтесь приёмом, предложенном в задании: «Начать сочинение Вы можете словами (автора)». Начало предложения может быть таким: Я (полностью) согласен с … Не могу не согласиться с … Я разделяю точку зрения … Я поддерживаю мнение … Используйте синонимы: лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог глаголы: (Автор) считает, утверждает, убеждает вводные конструкции: По мнению…, По словам…
Переход к рассуждению Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише: Попробуем разобраться в смысле этих слов. Я согласен с этим высказыванием. Как можно понять это высказывание? Попробуем объяснить данное утверждение. Это высказывание я понимаю так. Что имел в виду писатель (учёный)?
Основная часть В основной части нужно объяснить, как вы понимаете слова автора цитаты привести примеры, соответствующие теоретическому рассуждению и иллюстрирующие языковые явления
Примеры необходимо привести 2 примера; примеры должны быть из указанного текста; примеры должны соответствовать рассуждению на теоретическом уровне; необходимо указать роль примеров в тексте
Включение примеров Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста. Пример этого языкового явления можно найти в предложении... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения. В подтверждение приведу пример из … предложения текста. Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста. Предложение … подтверждает мысль о том, что …. Рассмотрим … предложение.
Помощь в подборе доказательств к разделу «Лексика». 1. Нет предмета в мире, для которого бы не придумал слова человек. Отыщите интересные два слова в тексте и на их основе стройте аргументы. (Помощь - задание В1) 2. При помощи слова человек называет действие (ищем глаголы). 3. При помощи слова человек может у собеседника вызвать различные переживания: грусть, радость, возмущение… 4. Обращайте внимание на такие лексические единицы, как синонимы, антонимы, неологизмы, устаревшие слова, фразеологизмы. 5. Ищем лексические единицы, созданные на основе переносного значения слова: олицетворение, метафору, эпитет.
Заключение (вывод) Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением. Начать заключение можно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или клише мы пришли к выводу, подводя итог…
О почерке Помните, что задания С1 (изложение) и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Старайтесь писать не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.
Вариант 20 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». 1. Находим ключевые слова 2. Определяем задачу : рассказать о способах связи слов в словосочетании
3. Вспоминаем теорию Словосочетание – это соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетания сочинительные и подчинительные. Способы выражения связи между словами: в подчинительных: окончания и предлоги в сочинительных: союзы и интонация 4. Находим примеры в тексте
Отрывок из текста В 20. Цитата И.И. Постниковой. (1)Солнце плещется в соцве- тиях черемухи, слепит глаза розо- выми красками зари. (2)Вот мино- вала ночь. (3)Вечером – торжест- во, вручение аттестатов, танцы. (4)Выпускной вечер моего класса.
Образец сочинения Современный лингвист Ираида Ивановна Постникова считает: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Для этого обратимся к первому предложению текста Альберта Лиханова. Все слова в нём, объединённые в словосочетания, связаны по смыслу и грамматически. В словосочетании «розовыми красками» связь между словами выражается окончанием –ыми зависимого прилагательного. А в словосочетании «плещется в соцветиях» зависимость существительного выражена не только окончанием –ях, но и предлогом «в». Таким образом, в словосочетании действительно проявляется «способность слова связываться с другими словами».
Задание для самостоятельной работы Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Ираиды Ивановны Постниковой: «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». Предыдущей цитате близко по содержанию другое высказывание того же автора из варианта 13. Поработайте с ним самостоятельно.
Отрывок из текста В 13. Цитата И.И. Постниковой. …. (7)Но дело в том, что у отца была неплохая библиотека, и особенный интерес вызывали у мальчика жизне- описания великих полководцев прошлого: А. Македонского, Ганнибала, Ю. Цезаря. (8)Проводя целые дни в библиотеке отца, Саша нашел в этих книгах богатую пищу для своего ума.
Возможные примеры Лексическое значение слова. ПР 7,8. Находим слова «библиотека», «книги», «ум» - «пища». Точное употребление слова «пища» в переносном значении («то, что является источником чего- либо», т.е. «источником» обогащения знаний) на полных правах включается в предложение. Грамматическое значение слова Слова в ПР 8 становятся синтаксической единицей, когда автор согласует их не только по смыслу, но и грамматически (например, прил. и мест. - в роде, числе и падеже с сущ., а д/о - с глаголом-сказуемым).
Спасибо за внимание
Использованные материалы Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для обще-образоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, – 319с. ГИА 2013 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты / Под ред. И. П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, – 224с. (Проект демоверсии КИМ ГИА г.)