1. Номинальная группа (формальное объединение друг с другом ранее незнакомых людей) 2. Группа-ассоциация(эта группа имеет общую цель, официальную структуру, но не действует как единое целое. ) 3. Группа-кооперация (группа отличается установившейся структурой, высоким уровнем сотрудничества. В данной группе есть признанный и авторитетный актив) 4. Группа-автономия(группе свойственна внутренняя сплоченность, спаянность, отсутствие группировок по симпатиям и антипатиям, деление группы на объединение мальчиков и девочек. ) 5. Группа-коллектив(свойственны единые интересы, организованность, подготовленность, психологическая коммуникативность. )
* организатор коллектива – педагог * цели коллектива обычно сориентированы на внутреннюю жизнь класса (учебная, внеучебная деятельность) * ребенок в этот период старается найти друзей, микрогруппу (существует значительное количество изолированных школьников) характеризуется сравнительно высокой конфликтностью отношений Первая часть считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и общей организации.
* усиливается влияние актива (не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива) * стабилизируется состав дружеских микрогрупп. К завершению второй стадии развития коллектива еще существуют «изолированные» школьники, но число их обычно не превышает одного - двух, резко увеличивается количество взаимных выборов
* деятельность на пользу другим людям, то есть осуществляется нравственная цель, которая в значительной степени определяет всю организацию жизни коллектива. * дружеские микрогруппы не исчезают, но границы между ними становятся все более размытыми, конфликты единичны.
Для коллектива младших школьников (1 – 4 класс) характерны следующие черты: слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности, эмоциональная неустойчивость, слабовыраженная половая дифференциация взаимоотношений, неустойчивость дружеских групп межличностные отношения строятся на эмоциональной основе мнения учащихся класса не становятся эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.
От учителя зависит Организация деятельности школьного коллектива (слабая организованность, низкий уровень способности к коллективной деятельности) Профилактика конфликтных ситуаций (эмоциональная неустойчивость, межличностные отношения строятся на эмоциональной основе) Обучение учащихся взаимодействию друг с другом Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации ребенка. Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, но и в общении с одноклассниками и в семье.