ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 2 63% 15% 13% 4% 63% 15% 13% 4% Для понимания динамики потребительского спроса на книжном рынке с начала кризиса Издательство «Эксмо» ежемесячно проводит опрос розничных операторов Цель проведения опроса: Определить динамику изменения потребительского спроса на книжную продукцию в следующих разрезах: Регион Сегмент Розничная цена Ключевые параметры опроса: География – все ключевые регионы сбыта книжной продукции в РФ (Москва и МО, Северо- Западный ФО, Центральный ФО, Приволжский ФО, Уральский ФО, Южный ФО, Сибирский ФО, Дальневосточный ФО) Канал сбыта – специализированная книжная розница Выборка – ключевых клиентов Период проведения – октябрь 2008 – май 2009
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 3 63% 15% 13% 4% 63% 15% 13% 4% По сравнению с 4-м кварталом 2008 г. наблюдается значительное увеличение доли клиентов, отметивших как уменьшение количества покупателей, так и среднего чека Доля магазинов, отметивших изменение количества покупателей К аналогичному периоду прошлого года 4 кв. 2008Январь 2009Февраль 2008Март 2009 Апрель-май 2009 Доля магазинов, отметивших изменение среднего чека К аналогичному периоду прошлого года 4 кв. 2008Январь 2009Февраль 2008Март 2009 Апрель-май 2009
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 4 63% 15% 13% 4% 63% 15% 13% 4% В апреле-мае 2009 г. во всех регионах, кроме Москвы и МО, Северо-Западного ФО и Дальневосточного ФО, абсолютное большинство клиентов отмечают снижение покупательской активности. Среднее снижение спроса в этих регионах составило около 20% Снижение количества покупателей 2 кв к 2 кв Сибирский ФО Уральский ФО Центральный ФО Северо-Западный ФО Приволжский ФО Южный ФО г. Москва и область Дальневосточный ФО Снижение среднего чека 2 кв к 2 кв В магазинах, отметивших снижение Доля магазинов, отметивших снижение Среднее снижение 1 26% 24% 15% 13% 17% 27% 6% 20%
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 5 63% 15% 13% 4% 63% 15% 13% 4% Снижение спроса в первую очередь затронуло дорогую литературу, но в марте-мае наблюдается динамика ухудшения спроса уже в диапазоне руб. ЯнварьФевральМартАпрель-Май Снижение потребительского спроса по ценовым сегментам 2009 к 2008, доля представителей розницы, отметивших снижение
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 6 Снижение спроса отмечается в первую очередь в сегменте художественной и деловой литературы. При этом в апреле-мае ситуация ухудшилась по всем сегментам ЯнварьФевральМартАпрель-Май Снижение потребительского спроса по сегментам книжного рынка 2009 к 2008, доля представителей розницы, отметивших снижение
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 7 Несмотря на объективное падение спроса в связи с кризисом результаты работы розничных сетей принципиально отличаются: в ОРС падение продаж в шт. составило всего 6-7%; в руб % Прирост по регионам такой же, как в Москве и Санкт-Петербурге Прирост продаж в руб. и шт. – 2009 пг.1 VS 2008 пг.1 10,5% Топ-Книга -29,7% Библиосфера -3,1% Новый книжный (Регионы)Новый книжный (Регионы)Новый книжный (Регионы)Новый книжный (Регионы) 12,1% Буквоед (Санкт-Петербург)Буквоед (Санкт-Петербург)Буквоед (Санкт-Петербург)Буквоед (Санкт-Петербург) 12,3% Новый книжный (Москва)Новый книжный (Москва)Новый книжный (Москва)Новый книжный (Москва) -6,4% Топ-Книга N/A Библиосфера -16,3% Новый книжный (Регионы)Новый книжный (Регионы)Новый книжный (Регионы)Новый книжный (Регионы) -2,3% Буквоед (Санкт-Петербург)Буквоед (Санкт-Петербург)Буквоед (Санкт-Петербург)Буквоед (Санкт-Петербург) -7,3% Розничные продажи, руб.Розничные продажи, шт. * Для анализа использовались магазины, отработавшие более 1,5 года
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА, «Эксмо» 8 Ключевым фактором успеха в условиях падения спроса является качество работы с ассортиментом: розничные продажи в SKU, продажи хитов и новинок в расчете на 1 РТТ Топ-Книга Новый Книжный Новый Книжный Новый Книжный Новый Книжный Кол-во хитов***, которые продаются ежемесячно в среднем в каждой РТТ 18% 50% 39% 38% 5 26 Ежемесячные розничные продажи в SKU в среднем в каждой РТТ* Ежемесячные розничные продажи новинок** в среднем в каждой РТТ 2009 пг мес. * И в сети Новый Книжный, и в Топ-Книге рассматриваются лучшие 55 магазинов ** Рассчитывается ежемесячный % от вышедших новинок по ассортименту ЭКСМО *** Хиты – те SKU, ежемесячные розничные продажи которых >=10 экз. в одном магазине – по ассортименту ЭКСМО