Обсуждаем СКИОВО Минаева Т.Ю. Симонов Е.А.
Водные объекты СхемаСхема КомплексногоКомплексного Использования иИспользования и ОхраныОхраны ВодныхВодных ОбъектовОбъектов
Обсуждаем СКИОВО – Всемирный фонд природы и Коалиция «Реки без границ» Очное обсуждение на различных уровнях Библиотека СКИОВО Организация, правовое сопровождение и проведение общественных экспертиз и слушаний дискуссия – обмен мнениями и поддержка Поддержка экспертов и общественных организаций в работе по оптимизации СКИОВО
Правовые и политические источники Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 883 «О порядке разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы» Методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (Приказ Минприроды России от 4 июля 2007 г. N 169) Водная стратегия Российской Федерации на г.
Водная стратегия Российской Федерации на разработка схем комплексного использования и охраны водных объектов; разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты, учитывающих региональные особенности и индивидуальные характеристики водных объектов; разработка новых и актуализация существующих правил использования водохранилищ; ведение государственного мониторинга водных объектов; формирование единой информационно-аналитической системы управления водохозяйственным комплексом на основе Российского регистра гидротехнических сооружений и государственного водного реестра. интеграция в систему государственного управления бассейновых советов, их активное участие в реализации государственной политики в области водных отношений.
Водный кодекс ФЗ 74 (ст. 33) Схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются в целях: 1) определения допустимой антропогенной нагрузки на водные объекты; 2) определения потребностей в водных ресурсах в перспективе; водных ресурсах 3) обеспечения охраны водных объектов; охраны водных объектов 4) определения основных направлений деятельности по предотвращению негативного воздействия вод.
Водный кодекс ФЗ 74 (ст. 33) Схемами комплексного использования и охраны водных объектов устанавливаются: целевые показатели качества воды 1) целевые показатели качества воды в водных объектах на период действия этих схем; водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов 2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов; балансы 3) водохозяйственные балансы, предназначенные для оценки количества и степени освоения доступных для использования водных ресурсов в границах речных бассейнов лимиты 4) лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества; квоты 5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений 6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей; объем необходимых финансовых ресурсов 7) предполагаемый объем необходимых финансовых ресурсов для реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов.
Вопросы от эколога 1) какие собственно параметры задает «Схема» и на сколько они однозначно определяют устойчивое использование водных ресурсов 2) каковы методы определения этих параметров и оценки уровня их безопасности, включая экологическую 3) каковы механизмы реализации схемы в государственном управлении и контроля за ее реализацией
Проблемы СКИОВО Координация с водохозяйственными нормативами, регламентами и долгосрочными планами водохозяйственной деятельности: Правила использования водных ресурсов водохранилищ, Лимиты, Квоты, Ежеквартальные объемы пропуска воды на водохранилищах, допустимые сбросы; Синхронизация со сроками разработки НДВ СКИОВО и ОВОС (включая общественные слушания) Интеграция в схемы развития производительных сил регионов (как не свести процесс к обваловке русел) Участие общественности, прозрачность показателей и регламентация контроля
Бассейновый советВсегофедера лы Местная администрация водопольз ователи НПО Амурского бассейнового округа Верхневолжского бассейнового округа Верхнеобского бассейнового округа Двинско-Печерского бассейнового округа Донского бассейнового округа Енисейского бассейнового округа Западно-Каспийского бассейнового округа Камского бассейнового округа Кубанского бассейнового округа Ленского бассейнового округа Днепровского бассейнового округа Окского бассейнового округа Балтийского бассейнового округа Баренцево-Беломорского бассейнового округа Нижневолжского бассейнового округа Уральского бассейнового округа Иртышского бассейнового округа Нижнеобского бассейнового округа Ангаро-Байкальского бассейнового округа Анадыро-Колымского бассейнового округа
Что волнует законодателя в СКИОВО? Отсутствие методик: Ликвидации накопленного экологического вреда Рассчета масс загрязнителей, поступающих с ДИФФУЗНЫМ СТОКОМ Определения водного объекта по степени антропгенной трансформации Оценки водохозяйственной ситуациив бассейне водотока, определения и обоснования приоритетных водохозяйственных проблем Определения целевых показателей качества воды и выбора мер по их достижению (гидрохимия, привнос тепла и радиации) Расчета НДВ по изъятию материала из водного объекта и по изменению водного режима при разведке и добыче полезных ископаемых Расчета НДВ по изъятию водных ресурсов
Что волнует законодателя в СКИОВО? Неурегулированности коллизий: Нормативно правовых актов в части прохождения государственной экологической экспертизы, включая раздел в СКИОВО «Оценка воздействия на окружающую среду» Регламентация порядка и процедуры утверждения СКИОВО, внесение поправок 174-ФЗ Наработка опыта: Пилотный проект по безопасности поселения Финансирование: Процедура отбора разработчиков ФЗ-94 от Надо ли тратить деньги на карты и ГИС На что тратить деньги долгосрочной ФЦП в области использования и охраны водных объектов
Состояние дел: Наименование БВУСтадия СКИОВО 01 Амурское БВУ Выполнены работы (этапы 1 и 2) проекта СКИОВО по бассейну р. Амур (российская часть) 02 Верхне-Волжское БВУ разработаны проекты нормативов допустимого воздействия на водные объекты р. Волга ниже Рыбинского водохранилища до впадения р. Оки и бассейна р. Суры и представлены на рассмотрение научно-техническим советом Росводресурсов 03 Верхне-Обское БВУ В стадии разработки для бассейна р. Обь 04 Двинско-Печорское БВУ Одобрен проект СКИОВО бассейна реки Северной Двины. 05 Донское БВУ одобрен проект СКИОВО бассейна р. Дон 06 Енисейское БВУ В стадии разработки для р. Селенга 07 Западно-Каспийское БВУ начало разработки СКИОВО бассейнов рек Западно-Каспийского бассейнового округа 08 Камское БВУ В стадии разработки для бассейна реки Кама Структура басс. совета: Скачать программу СКИОВО:
Состояние дел: Наименование БВУСтадия СКИОВО 09 Кубанское БВУ СКИОВО утверждено и находится в стадии выполнения 10 Ленское БВУ В разработке 11 Московско-Окское БВУ Нет информации на сайте о стадии 12 Невско-Ладожское БВУ В процессе разработки 13 Нижне-Волжское БВУ Нет информации на сайте о стадии 14 Нижне-Обское БВУ Нижнеобский БС: Проект разработки принят к сведению Иртышский БС: СКИОВО разработан Управление водных ресурсов озера Байкал (Байкалводресурсы) Объявлен открытый конкурс по доработке проектов СКИОВО по бассейну реки Селенга
Вопросы круглого стола Насколько предложенные для определения параметры водопользования определяют однозначно эффективную СКИОВО обеспечивающую охрану водных объектов Координация процесса разработки СКИОВО и разработки связанных нормативов – НДВ, ПИВР, лимитов. Государственная экологическая экспертиза СКИОВО и нормативов в сфере водопользования Участие общественности в разработке и реализации СКИОВО и контроле за этими процессами Обеспечение реализации СКИОВО в практике государственного управления.
Спасибо за внимание