Психолого-педагогические условия формирования УУД Широкова Л.Ю. - учитель начальной школы Немчиновского лицея Одинцовского района Московской области
Сегодня всё большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат универсальные учебные действия, имеющие приоритетное значение над узкопредметными знаниями и навыками.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) второго поколения как одна из важнейших задач образования.
Психолого-педагогические условия формирования УУД Педагогическое сопровождение направлено на создание условий для поэтапного формирования универсальных учебных действий.
Цель педагогического сопровождения: создание условий для формирования универсальных учебных действий. задачами педагогического сопровождения являются: Определить индивидуальные психологические показатели учащихся, уровень актуального и «зону ближайшего развития», сформированность УУД на актуальный момент, механизмов затруднений, характер педагогической помощи и пр. Разработать индивидуальные (адресные) программы педагогического сопровождения. Проектировать совместно с обучающимися индивидуальные образовательные маршруты. Отобрать методы обучения, адекватные уровням способностей учеников. Постоянно отслеживать в режиме мониторинга изменения индивидуальных показателей учащихся, их ресурсных возможностей на данный момент времени.
Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию обучающихся – умение учиться
Виды универсальных учебных действий
Универсальные Учебные Действия Личностные внутренняя позиция мотивация нравственно-этическая оценка Регулятивные целеполагание Планирование и прогнозирование контроль и коррекция, оценка волевая саморегуляция Познавательные знаково-символические средства логические действия и операции постановка и решение проблем Коммуникативные сотрудничество и кооперация учет чужой позиции адекватная передача информации контекстная речь и постановка вопросов
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.