Стереотипизация образа России на основе опросов секция 8. Языкознание и страноведение III Открытая научно - практическая конференция молодых специалистов ООО « Тобольск - Нефтехим » « Поиск. Творчество. Перспектива » секция 8. Языкознание и страноведение Докладчик: Хеллер Юлия, Institut für Fremdsprachen und Auslandskunde bei der Friedrich-Alexander-Universität Erlangen-Nürnberg В центре данной работы стоят проблемы формирования и использования в общественной жизни стереотипов, связанных с образом «другого», который создается в конкретной этнокультурной среде под воздействием тех идеологем, которые вырабатывает культура данного социума. Методология В качестве объекта исследования выступают особенности развития образа России в немецкоязычной среде. Предметом исследования является лексика, использованная респондентами при заполнении опроса, как инструмент формирования и функционирования образа России и русских. Проблема исследования состоит в выявлении динамики формирования и функционирования в немецком обществе определенного образа России и русских, сформировавшегося у немецкоязычного населения. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа обширного материала, состоящего из двух опросов, установить изменения в отношении к России и русским. На пути к цели мы выбрали следующие методы: интерпретативный метод, базирующийся на основных методах научного познания: наблюдении, сравнении и обобщении; метод лингвокультурологического анализа. Образ России (FORSA 2007г.) Данный опрос был проведен обществом социальных исследований Forsa и приурочен к выставке «Наши русские – наши немцы». На диаграммах отчетливо видны данные результатов опроса. Данные диаргаммы отражают положительное восприятие немцами России и русских. При описании немцы пользовались лексикой, несущей положительное смысловое содержание – gastfreundlich, tapfer, gefühlsbetont, großzügig, friedliebend, gebildet. К сожаления, 84% немцев считают, что образ России в Германии все еще полон предрассудков и клише. Образ России в картине мира студентов FSU JENA Согласно результатам опроса, 84,5% респондентов не были в России, соответственно, их представление о России базируется на прочитанном, увиденном и услышанном, а не на собственном опыте. Посещавшие РоссиюНе посещавшие Россию - образ России представлен в большей степени лексемами, несущими в себе положительную семантику; - Россия в малой степени ассоциируется с политическими лидерами и режимами; - Россия в значительной мере ассоциируется с представителями власти и режимами правления; - при реальной встрече с описываемым, историческая подоплека уходит на второй план, респонденты говорят лишь о том, что пережили и увидели своими глазами; - большинство исторических событий передается при помоши нейтрально окрашенной лексики, которая выполняет лишь одну функцию – называние предмета; - Москва и Кремль являются прочными символами России; - отсутствуют оценочные параметры с преобладанием негативно воспринимаемой оценочной лексики. Сравнивая результаты, полученные нами, с результатами опроса Forsa общества социальных исследований, мы пришли к выводу, что образ России и русского человека воспринимается в современной Германии достаточно положительно. Та оценка, которую дают немцы нашей стране и ее гражданам, выражается через положительно воспринимаемую лексику. Так же мы можем смело говорить о том, что после посещения России, в сознании немцев рушатся некоторые из стереотипов, они перестают ассоциировать страну с политикой и клише, появляется большее количество живых образов, сформировавшихся на личном позитивном опыте. К области негативного восприятия относятся погодные условия (резкие смены температур, скачки от холода к жаре) и «наследство 90-х» - плохие дороги, коррупция. Выводы