Особенности, содержание и методическое обеспечение
Раскрывает особенности ведущей традиционной религии России и ее культуры. Единственный курс разработанный профессиональным теологом. Соединяет культурологический и конфессиональный принципы.
привить детям навыки нравственного самоанализа. Чтобы ребенок открыл внутренний мир своей души, познакомился со своей душой, научился бы реагировать не только на боль пальчика, но и на боль своей совести, чтобы он научился делать запросы к совести, прося ее проанализировать вот то или иное его стремление и ответить - к добру оно или ко злу. В этом смысле задача курса – это именно нравственное воспитание. Заметьте, задача курса не в том, чтобы подготовить богословски грамотных прихожан. А.Кураев
Тематическое планирование курса «Основы православной культуры» 4 к л асс – 4 четверть I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1.Россия - наша Родина -1 ч. II. Основы православной культуры - 28 ч. 2. Ведение в православную духовную традицию. Культура и религия -1 ч. 3.Человек и Бог в православии- 1ч. 4.Православная молитва- 1 ч. 5.Библия и Евангелие- 1 ч. 6.Проповедь Христа- 1 ч. 7.Христос и его крест- 1 ч. 8.Пасха- 1 ч. 9.Православное учение о человеке- 1 ч. 10.Совесть и раскаяние- 1 ч. 11.Заповеди- 1 ч. 12.Милосердие и сострадание- 1 ч. 13.Золотое правило этики- 1 ч. 14.Храм- 1 ч. 15.Икона -1 ч.
16.Творческие работы учащихся- 1 ч. 17.Подведение итогов-1 ч. 5 класс – 1 четверть 18.Как христианство пришло на Русь- 1 ч. 19.Подвиг -1 ч. 20.Заповеди блаженств -1 ч. 21.Зачем творить добро ?- 1 ч. 22.Чудо в жизни христианина – 1 ч. 23.Православие о Божием суде- 1 ч. 24.Таинство причастия- 1 ч. 25.Монастырь -1 ч. 26.Отношение христианина к природе- 1 ч. 27.Христианская семья – 1 ч. 28.Защита Отечества- 1 ч. 29.Христианин в труде- 1 ч.
III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30.Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34 Модуль заканчивается 4 ноября – День Всенародного Единства
а/а Тема урока Кол- во часов Требования к уровню подготовки учащихся Элементы содержания Что вы узнаете Тип урока Используемые ресурсы Домашнее задание Дата проведен ия план фа кт Россия – наша родина 1 Знать: -Что такое духовный мир человека -Что такое культурные традиции и для чего они существуют Знать: Как человек создает культуру. -О чем говорит религия Богатство России. Малая Родина..Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственн ые символы. Духовные традиции. Комбинирова нный урок Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электро нное приложение к учебнику. Урок 1 1.Традиции, принятые в вашей семье. 2.Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи Православ ие и культура 1- Знакомятся с историей возникновения и распространен ия православной культу- ры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. Урок изучения нового материала Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электро нное приложение к учебнику. Урок 2 1.Что такое культура? 2.Что такое религия? 3.Какие слова благодарности вы знаете? 4.Какие черты православной культуры 17 в. так поразившие арабского путешественника живы до сих пор? Каких из упомянутых традиций уже не встретишь? Хорошо ли это? Тематическое планирование
3 Отношения Бога и человека в правосла- вии 1Знать : -Какие дары бог дал человеку -Как вера в Бога может влиять на поступки людей Знакомятся сосновами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь. Урок изучения нового материала Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».Электро нное приложение к учебнику. Урок 3 1.Почему Бога называют Творцом? 2.Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?» 14.04
4 Православ ная молитва 1 Знать: Что такое православие -Что значит слово «благодать» -Кто такие святые -О молитве «Отче наш» - Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать. Урок изучения нового материала Учебное пособие «Основы православной культуры».Эле ктронное приложение к учебнику. Урок 4 1.Что значит слово «молиться»? 2.Главное сокровище России 3.Значение слова «искушать» 4.Можно ли прожить жизнь без испытаний и трудностей? Библия и Евангелие 1Знать: - Кто такие христиане - Что такое Библия - Что такое Евангелие Священное Писание. Знакомятся с определениям и основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. Урок изучения нового материала Учебное пособие «Основы православной культуры».Эле ктронное приложение к учебнику. Урок 5 1.Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит? 2.Как переводится слово Евангелие? 3.Как зовутся авторы книг Ветхого Завета? Нового Завета?. 4. Что означает слово «завет»? 5. как Соломон понял, кто мать ребенка? 6.Как ты понимаешь, что такое откровение? 7.Кто такие христиане?
6Проповедь Христа 1 Знать: - Чему учил Христос -Что такое Нагорная проповедь -Какое сокровище нельзя украсть Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Урок изучения нового материала Учебное пособие «Основы православной культуры».Эле ктронное приложение к учебнику. Урок 6 1.Почему Нагорная проповедь Иисуса Христа получила такое название? 2.Перечитай ещё раз рассказ о Нагорной проповеди. Какое богатство православные христиане считают истинным и вечным? 3. Чего именно вмире становится больше в результате совершённой мести: добра или зла? 4.На православных книгах изображается крест. Христиане носят на груди крест («крестик»). Для христиан это украшение, талисман или знак, напоминание?
7 Христос и Его Крест 1 Знать: - -Как Бог стал человеком -Почему Христос не уклонился от казни -Символику креста Знать: - Что воскресенье не только день недели -Что такое Пасха -Как празднуют Пасху Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощени е. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. Урок изучения нового материала «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок 7 1. Что означают слова воплощение, Богочеловек? 2.Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком? 3.Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям? 4.Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей Пасха1Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. Комбинирова нный урок «Основы Религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок 8 1.Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? 2.Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа? 3.Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? 4.Как звучит главный пасхальный гимн? 5.В чем состоит христианский пост? 26.04
9. Православ ное учение в человеке 1Знать: -Чем бог одарил человека - Когда болит душа - Что такое «образ Божий» Душа. Тело. Знать: О подсказках совести - Как исправлять ошибки Знакомятся с описанием основных содержательны х составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Урок изучения нового материала «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- Вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок 9 1. Есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть? 2. Как ты понимаешь выражение «внутренний мир человека»? 3. Как Библия рассказывает о происхождении души? 4. Как ты думаешь, какие именно мысли надо отгонять от себя подальше? Вот начинает у тебя в голове кружиться мысль: чтобы меня похвалили, я, пожалуй, наябедничаю на друга… Как ты полагаешь, будет по-честному: принять такую мысль и исполнить её или отогнать? 28.04
10. Совесть и раскаяние 1 Знать: о подсказках совести Знать: что общего у воровства и убийства Раскаяние. Совесть Комбинирова нный урок «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок Есть полушуточное определение человека: «человек - это животное, умеющее краснеть». Объясните его. 2. Какие два важнейших дела у совести? 3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа. 4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит? 5. Какие шаги в покаянии вы можете назвать? Заповеди.1Заповеди. Моисей. Урок изучения нового материала «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочные материалы ДЛЯ общеобразо- вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок Есть ли связь между словами: заповедь, заповедник заповедный? 2. Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать? 3. Зачем нужно преодолевать зависть? Что помогает в борьбе с ней? 4. «Добросердечный человек». Какие синонимы вы можете подобрать? 10.05
12. Милосерди е и сострадани е. 1 Знать: Чем милосердие отличается от дружбы - Кого называют «ближним» - Как христианин должен относиться к людям Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. Комбинирова нный урок «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.Эле ктронное приложение к учебнику. Урок Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина: И долго буду тем любезен я народу Что чувства добрые я лирой пробуждал Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?). Объясни выражения грехопадение, впасть в грех? 2. Можно ли за милосердную помощь брать плату? 3. Что нужно делать, чтобы стать милосердным? 4. Дайте собственное определение: «Ближний для меня …(продолжите сами) Золотое правило. 1Знать: - Главное правило человечески х отношений - Что такое неосуждени е Зн ать: Грех. Неосуждение. Урок изучения нового материала «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.Эле ктронное приложение к учебнику. Урок Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»? 2. Как уберечься от осуждения других? Сформулируй свои правила. 3. Рассмотрите картину «Христос и грешница». Как Христос защитил женщину? 15.05
14. Храм1Знать: Что люди делают в храмах - Как устроен православн ый - Почему икона так необычна - Почему изображают невидимое Знать: - Почему икона так необычна - Почему изображают невидимое Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь Знакомятся с устройством храмов Урок экскурсия «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.Эле ктронное приложение к учебнику. Урок Что такое иконостас? Какие иконы в нём присутствуют всегда? 2. Может ли православный христианин молиться без иконы? 3. Объясните значение выражения «Казанская Богоматерь». 4. Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в различных общественных местах? 17.05
15.Икона1 Знать: почему икона так необычна? Почему изображают невидимое? Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомятся с описанием основных содержательн ых составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Урок изучения нового материала Электронное приложение к учебнику. Урок Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины? 2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога? 3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога? 4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Творчески е работы учащихся. 1 Знать: значение православно й культуры в жизни людей, общества. Знать: значение православно й культуры в жизни людей, общества. Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. Электронное приложение к учебнику. Урок 16 Сочинение на тему «Как я понимаю «золотое правило этики»? Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам Подведени е итогов 1Преподобный. Святитель. Электронное приложение к учебнику. Урок
Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовател ьных учреждений / А.В.Кураев. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.
Протодиакон, профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; кандидат философских наук; кандидат богословия
КУРС ОРКСЭ. САМООБРАЗОВАНИЕ Серебрякова Ю.В., Никулина Е.Н., Серебряков Н.С. Основы Православия: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ПСТГУ, (доступен в электронном виде на сайте ПСТГУ) Алексеев С. Зримая истина: Энциклопедия православной иконы. – СПб; М., Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. – М.: Гнозис, Тихон (Полянский), игум. Путешествие в историю русских монастырей. М., Филарет (Дроздов), свт. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – Белосток, Христианство и религии мира / Свящ. П. Иванов, свящ. О. Давыденков, С.Х. Каламов. – М.: Про-Пресс, Энциклопедия для детей. – Т. 6: Религии мира: в 2 ч. – М.: Аваста+, 2008.
К уроку 18. Тема урока: Как христианство пришло на Русь. Цель урока: Познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с Крещением Руси Задачи урока: Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси. Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны Воспитывающая: осознать, что представление о Святой Руси – это представление о России, стремящейся к святости Ключевые понятия урока: Церковь, проповедь Евангельского учения, князь Владимир, Крещение, Святая Русь. На доске выписаны слова: После крещения князь Владимир: открыл школы для детей заботился о том, чтобы никто не голодал стал милосердным начал строить храмы Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме: - Как вы думаете, что еще, кроме покаяния, может изменить человека? Что вы слышали о князе Владимире, крестившем Русь? Почему его называли «Владимир Красно Солнышко»? Знаете ли вы, что до крещения он был очень жестоким? Описание урока Рассказ учителя об исторических обстоятельствах Крещения Руси (по учебнику). Подробно рассмотреть, в каких случаях Русь называют Святой.
Рабочая тетрадь. Урок 18 Работа с картой Работа по карте. Что связывало между собой поселения славян? Отметьте на карте. Отметьте города, в которые можно попасть по реке Днепр? Проведите пунктиром важнейший путь «Из варяг в греки». 2. Расположите даты в порядке возрастания и укажите, что произошло в этот год: 988г., 957г., гг. _______ - _____________________________________________________________ 3. (задание по выбору) Напишите мини-сочинение на тему: «Крещение Руси как начало великой русской культуры».
Рабочая тетрадь. Урок 18 Как христианство пришло на Русь Задание 1. Подчеркни тех, кто по твоему мнению является членом Церкви. Христос звезды и планеты животные ангелы все люди на Земле христиане Голуби Задание 2. Найди лишнее слово. Крещение, Владимир, Днепр, Москва Задание 3. Подбери пары к словам и объясни свой выбор. София Владимир Константинополь Слова-подсказки: река, «Мудрость», жизнь, Стамбул, Василий, икона. Задание 4. За что народ прозвал князя Владимира «Красно Солнышко»? _________________________________________________________ _________________________ ________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________
Урок 20. Заповеди блаженств Вариант урока Ключевые понятия: кротость, милость, зависть, чистота сердца Цели урока: познакомить детей со знаменитой Нагорной проповедью, заповедями блаженства, организовать обсуждение таким образом, чтобы раскрылась гуманная составляющая и привлекательность основ христианского сознания и этики. Выявление восприятия, мотивация с использованием рубрики СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ 1. Вам доводилось самим сердиться на себя? Всегда ли это голос совести? Иногда человек сердится на какой-то свой неумный или постыдный поступок. А, бывает, люди сердятся на себя, осуждая себя за проявленное снисхождение: мол, зачем я отдал даром? Мог бы и продать! Вопрос: всегда ли самоосуждение – это хорошо? 2. Вам доводилось слышать выражение «чистосердечное признание»? Как вы полагаете – что такое «чистое сердце»? Исследовательская работа с текстом ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ Отследите в тексте толкование заповедей Господних. Выберите самую понравившуюся вам или, наоборот, самую сомнительную для воплощения вами заповедь. Прокомментируйте сказанное в тексте о заповедях и добавьте собственную аргументацию и примеры. Чтение текста Послетекстовая работа Реализация опережающего задания Подведем итоги ПОГОВОРИМ ПО ДУШАМ
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть (дано им будет) Царствие Небесное Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Подумай почему «плачущие» счастливы и блаженны. О чем они могут плакать? (Разумеется, это не часто встречающийся плач от обиды на кого-нибудь из-за нашего эгоизма. Это внутренний плач от понимания своих недостатков, грехов. Понимание того, что помочь преодолеть эти грехи и простить их может Господь. Это состояние душевной трезвости, не потакание себе, а способности человека критически оценить себя. Продолжи фразу: По-христиански плачущие – это не плаксивые люди, а ______________________________________________
Блаженны кроткие, ибо они наследуют (то есть получат во владение) землю. Кротость – это что за качество? Ты воспринимаешь его как положительное или отрицательное? Очень многие люди, мягко говоря, недолюбливают это качество характера. Может быть потому, что мало кто из нас умеет и хочет быть кротким. Ведь для этого нужно сдерживать себя, управлять собой. Кротость – это сила, а не слабость, как полагают некоторые. Интересно, что нежелающие быть кроткими предпочли бы видеть рядом с собой именно владеющих собою людей, способных спокойно, трезво оценить ситуацию, не впадающих в гнев и раздражение. Именно кроткие наследуют землю, это – символ Царства Небесного.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят). Почему именно «чистые сердцем», близкие к Богу, душой чувствуют Бога? Что значит «чистые сердцем»? Наверное, это те люди, которые сторонятся не только дурных дел, но которые и мысли свои и желания, а значит, и душу хранят чистой. Такой человек живет в Боге и чувствует Бога в себе, а значит, видит Его. Если же человек развращен, то и мир, и все вокруг он видит искаженным, его сердце не видит Бога.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Случалось ли тебе оказывать милость, иначе говоря, словом или делом помогать другим людям? У милостивых людей доброе, сострадательное сердце. Именно такие люди достойны особой милости Божией. Мы ждем жалости, добросердечия от других людей. Будем же помнить, что для них мы – другие.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (увидят). Почему именно «чистые сердцем», близкие к Богу, душой чувствуют Бога? Что значит «чистые сердцем»? Наверное, это те люди, которые сторонятся не только дурных дел, но которые и мысли свои и желания, а значит, и душу хранят чистой. Такой человек живет в Боге и чувствует Бога в себе, а значит, видит Его. Если же человек развращен, то и мир, и все вокруг он видит искаженным, его сердце не видит Бога.
Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся. Кто же такие миротворцы, которые истинно есть Божьи дети? Посмотрите на состав слова миротворцы. Два корня: «мир» и «твор». Миротворцы – те, что творят мир вокруг себя. Подумай, что для этого нужно. Такие люди особенно близки Богу. Так близки, как Его дети.
Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть им принадлежит Царство Небесное. Случалось ли тебе страдать или быть наказанным невинно, несправедливо? Может быть, в жизни была ситуация, когда ты был прав, но твою правду не признали. Восторжествовали те, кто был не прав. Обсудите содержание этой заповеди. В ней речь идет о следовании идеалу Христа. Этот идеал может не приниматься людьми. Тогда тот, кто не отказывается от высшей правды, от идеала, может быть гоним. Но тем самым он не перестает быть правым. Вспомните гонения на христиан в XX веке. Такие люди блаженны, ибо наследуют Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах. Господь говорит: если вас будут поносить (издеваться, бранить, обвинять, клеветать), и вы это будете терпеть за веру, то таких людей ожидает самая большая награда на небесах. Внимательно перечитай все девять заповедей блаженства. Какие заповеди близки, понятны твоей душе? Какие заповеди вызывают вопросы, даже отторжение?