Ермаков Василий Вячеславович Заведующий отделом, к.т.н. Отдел импульсного пневмотранспорта Отдел импульсного пневмотранспорта образован в 2009 году для разработки и внедрения новой технологии сухой транспортировки сыпучих сред, разработанной в институте. Решение данной проблемы с использованием сжатого воздуха имеет большое значение для различных областей применения, в том числе транспортировки угля, золы и шлака угольных электростанций, цемента и др. ОАО ЭНИН разработана (новая) технология пневмотранспорта сыпучих сред в импульсно-поршневом режиме, позволяющая осуществлять пневмотранспорт с околозвуковой скоростью при воздействии на транспортируемую среду ударными волнами сжатого воздуха. Это определяет минимальные потери на трение частиц о стенки трубопровода, что минимизирует энергозатраты. Для исследования процессов пневмотранспорта в околозвуковом режиме в ОАО ЭНИН создан стенд импульсного пневмотранспорта, на котором осуществляется оптимизация конструкции узлов и режимов работы этой системы для пневмотранспорта ряда сыпучих сред (золы угольных ТЭС, цемента, угольных частиц, шлака и др.). Стенд импульсного пневмотранспорта создан из условий реализации следующих задач: - осуществление пневмотранспорта по замкнутому контуру, для исключения операций по переносу сыпучей среды из приемного бункера в загрузочный бункер; - определение влияния радиусов изгибов транспортного трубопровода, давления на фронте ударной волны, длительности импульса сжатого воздуха на потери при трении о стенки транспортного трубопровода; - полная автоматизация процесса пневмотранспорта, за исключением операций по замене сыпучей среды. Фрагмент экспериментальной установки для исследования импульсного пневмотранспорта сыпучих сред
Это определило выполнение конструкции транспортного трубопровода внутренним диаметром 150 мм с одним изгибом на 180 градусов и пятью изгибами на градусов. В реальных условиях трассировка транспортного трубопровода в таком виде не используется. Однако, осуществление пневмотранспорта по трубопроводу такой формы позволяет сделать предположение о эквивалентности потерь на трение в этом трубопроводе (общая длина которого 100м) потерям на трение в трубопроводе длиной м. Таким образом, компактная конструкция стенда позволила моделировать условия пневмотранспорта на значительные расстояния и осуществить исследовательские работы на ряде сыпучих сред: золы угольных ТЭС, цемента, угольных частиц и шлака в условиях, близких к условиям промышленной эксплуатации. Результаты исследований показали возможность пневмотранспорта указанных сред в промышленных условиях с высокой надежностью, скоростью подачи м/с и энергозатратами в десятки раз меньшими, чем в существующих аналогах. Полученные результаты также позволили внедрить систему импульсного пневмотранспорта золы (СИПЗ) на ТЭЦ 22 Мосэнерго, Каширской ГРЭС (энергоблок 3). На Каширской ГРЭС также осуществляется монтаж, разработанной в ЭНИНе, опытно-промышленной системы импульсного пневмотранспорта угля, результаты ресурсных испытаний которой позволят предложить новую технологию для замены транспортеров угля. На Каширской ГРЭС используется схема пневмотранспорта с одновременным удалением золы от 4-х бункеров электрофильтра. Установлено, что при максимальной подаче золы, составляющей 10 т/ч, расход воздуха на пневмотранспорт не превышает 6 м 3 /ч. Соответственно, удельный расход воздуха составляет около 0,6 м 3 /т золы, что более, чем на порядок ниже в сравнении с зарубежными и российскими аналогами.
После двух лет эксплуатации системы импульсного пневмотранспорта была проведена дефектация узлов транспортного трубопровода. Выявлено следующее, что визуально на прямолинейных и поворотных участках (30–90º) внутренних стенок трубопровода абразивный износ отсутствует. Это подтверждает достоверность разработанных методик по определению динамических параметров разработанной системы импульсного пневмотранспорта золы ( см. фото). Поворотный участок трубопровода. Действительно, если в известных системах пневмотранспорт осуществляется после предварительного «разбавления» воздухом слоя золы (псевдоожижения), получая при этом поток с высоким содержанием воздуха, то в рассматриваемой системе доза золы уплотняется и транспортируется в импульсном режиме с высокой скоростью, исключая просачивание воздуха между частицами, что и определяет экономию воздуха и снижение энергозатрат. Кроме того, при останове процесса пневмотранспорта структура уплотненного слоя не нарушается, что обусловливает возобновление режима пневмотранспорта в штатном режиме, повышение надежности работы и упрощение эксплуатации системы. Затраты электроэнергии в разработанной системе импульсного удаления и пневмотранспорта золы одновременно от нескольких бункеров в 50 раз ниже, чем при использовании камерных насосов и в сотни раз ниже, чем в системе гидрозолоудаления. Прямолинейный участок трубопровода.