формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, понимание их значения в жизни современного общества. Актуализация проблемы совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Укрепление доверительного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.
Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; отсутствие позиции катехизации (индоктринации); отсутствие доминирующих позиций какой-либо традиции перед другими; воспитательный характер; минимизация конфликтных факторов; направлен на формирование поликультурной компетентности
СТРУКТУРА КУРСА
Тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1.Россия - наша Родина – 1 ч. II.Основы мировых религиозных культур - 28 ч. 2-3.Культура и религия - 2 ч. 4-5.Возникновение религий. Религии мира и их основатели – 2 ч. 6-7.Священные книги религий мира - 2 ч. 8.Хранители предания в религиях мира – 1 ч Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния - 2 ч. 11.Человек в религиозных традициях мира – 1 ч Священные сооружения – 2 ч Искусство в религиозной культуре – 2 ч Творческие работы учащихся – 2 ч История религий в России – 2 ч Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды – 2 ч. 22.Паломничества и святыни -1 ч Праздники и календари – 2 ч Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира – 2 ч. 27.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь – 1 ч. 28.Семья – 1 ч. 29.Долг, свобода, ответственность, труд – 1 ч.
III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30.Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
выразительное чтение комментированное чтение ответы на вопросы ответы на вопросы с элементами пересказа пересказ пересказ по иллюстрациям работа с иллюстративным материалом РАБОТА С ТАБЛИЦАМИ беседа заочная экскурсия индивидуальная творческая работа работа в группах творческая работа презентация результатов творческой работы презентация результатов выполнения домашнего задания взаимооценивание
православная культура исламская культура буддийская культура иудейская культура Темы: Урок 4-5. Религии мира и их основатели. Урок 6-7. Священные книги религий мира. Урок 8. Хранители предания в религиях мира. Урок Священные сооружения религий мира. Урок 22. Места паломничества и святыни. Урок Религиозные праздники. Урок Основные нравственные нормы.
Авдала Агада Арон-Кодеш (Священный Шкаф) Бар-Мицва Бат-Мицва Бейт-А-Микдаш (Иерусалимский Храм) Бима (Возвышение) Благодарение Благословение Благочестие Вражда и Зависть Двенадцать Колен Израилевых Десять Заповедей Дети Деторождение Добро и Зло Доброжелательность Доброта Единство Бога (Монотеизм) Зависть Заповеди (Мицвот) Йом-Кипур Искушение Испытание и Вера Исход Иудаизм Кавана (Направленность Сердца) Кипа Ковчег Завета Кошерная Пища Коэны (Священнослужители) Ктувим (Писания) Культура Личная и Общественная Молитва Любовь и Прощение Мезуза Менора Мидраш Милосердие Мишкан (Переносной Храм) Монотеизм Нер Тамид (Вечный Светильник) Нормы Нравственность Обращение и Общение Обрезание Община Парохет (Занавес) Пасхальный Седер Патриарх Песах Письменная Тора Почитание Родителей Праведники Праведность Праотец Преданность Пророки Пурим Рабейну (Учитель) Раввин Религия Рош А-Шана (Новый Год) Свобода Выбора Седер Семья Синагога Смирение Сострадание Суббота (Шабат) Суккот Талмуд Танах Тора, Книги Торы Трефная Пища Ту-Би-Шват Тфила (Молитва, Соединение) Тфиллин Устная Тора Утешение Ханука Цицит Чадолюбие Шабат Шавуот (Праздник Дарования Торы) Шалом Байт (Мир Дома) Эрец Исраэль (Земля Израиля)