«Возрождение духовности» /История Иванчугских церквей/ Исследовательская работа по программе «Летопись родного края» МОУ «Иванчугская СОШ» Шавашов Евгений ученик 8 класса Шавашов Евгений ученик 8 класса Научный руководитель: Научный руководитель: Чугунова Галина Сергеевна, учитель истории. Чугунова Галина Сергеевна, учитель истории.Консультант Чернышева Е.В., учитель информатики.
СОДЕРЖАНИЕ: I. ВВЕДЕНИЕ. II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Краткая история рождения села. Упоминание о первой иванчугской часовни. Рождение храмов. Судьба последнего храма. История иконы Федоровской Богоматери. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. IV. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ. История предков всегда любопытна для тех, кто достоин иметь Отечество … М.Карамзин
Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но не сама статья вначале привлекла мое внимание, а старая, потертая временем фотография. На ней был изображен великолепный храм, а ниже подпись «Храм Святой Троицы в селе Иванчуг.1902 г». Меня даже жаром обдало: так это же мое родное село! Я немного знал историю родного села из материалов стендов в кабинете истории, из рассказов односельчан и моей бабушки, но об этом храме я даже и не слышал. Однажды мне на глаза попала статья «Утерянная святыня» из местной газеты. Но не сама статья вначале привлекла мое внимание, а старая, потертая временем фотография. На ней был изображен великолепный храм, а ниже подпись «Храм Святой Троицы в селе Иванчуг.1902 г». Меня даже жаром обдало: так это же мое родное село! Я немного знал историю родного села из материалов стендов в кабинете истории, из рассказов односельчан и моей бабушки, но об этом храме я даже и не слышал. С огромным интересом я вчитывался в строки статьи. И чем дальше читал, тем больше вопросов возникало. В статье говорилось, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества. С огромным интересом я вчитывался в строки статьи. И чем дальше читал, тем больше вопросов возникало. В статье говорилось, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. Человек начинал свой жизненный путь со своего крещения в церкви, и в последний путь его провожали через церковь. Не значит ли это, что именно церковь - тот духовный стержень, утратив который, человек теряет душу, а это значит и духовность, чуткость и многие другие человеческие качества. ВВЕДЕНИЕ
Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы. И тогда я решил найти более подробные сведения об иванчугском храме. Я постарался пересмотреть в Астраханском государственном архиве все, что связано с историей храма. Материал оказался очень любопытным. Материал статьи был слишком мал, чтобы ответить на все мои вопросы. И тогда я решил найти более подробные сведения об иванчугском храме. Я постарался пересмотреть в Астраханском государственном архиве все, что связано с историей храма. Материал оказался очень любопытным.
Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном были учуги (деревянные забойки для ловли крупной рыбы) на реках Иванчуг и Бурунтай. Село Иванчуг оказалось одним из самых ранних на Нижней Волге. Уже при Иване Грозном были учуги (деревянные забойки для ловли крупной рыбы) на реках Иванчуг и Бурунтай. В 1568 году был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой. В 1568 году был основан присланным в Астрахань игуменом Кириллом Астраханский Троицкий монастырь. Ему принадлежали воды Волги от Чагана до моря с буграми, лесами, протоками Хмелевской, Истубой и Карасой. Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг. Монастырь быстро строился и рос. Он имел свои рыбные лавки, струги, дощаники, соляные озера. Но самым дорогим богатством были учуги. Наиболее уловистым из всех учугов Троицкого монастыря считался Иванчуг. К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Монахи зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому- либо нанести малейший ущерб доходам монастыря, как в Москву летели челобитные. К концу XVI века на Бурунтаевском бугре было уже довольно много монахов, которые, живя здесь на высоком удобном месте, следили за своими монастырскими учугами – Иванчугским, Бурунтаевским и другими, за ловцами и за рыбой для монастыря. Монахи Троицкого монастыря могли иметь в городе торговые лавки и беспошлинно в них торговать, строить суда. Монахи зорко следили за ходом работ на рыбных промыслах. Стоило кому- либо нанести малейший ущерб доходам монастыря, как в Москву летели челобитные. У ч у г и ( с о с т а р и н н о г о р и с у н к а ). ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Краткая история рождения села
В 1636 году в Иванчуге побывал известный Голштинский посол Олеарий, и по его описаниям в Иванчуге уже была часовня. 14 октября 1636 года у него в «описании» дословно записано следующее: «После обеда достигли мы часовни Иванчуг, в тридцати верстах от Астрахани. За этой часовней находится главное место рыболовства, называемое учуг и принадлежащее Троицкому монастырю в Астрахани». Это свидетельство очевидца дает неопровержимое доказательства лишь того, что первая часовня в Иванчуге была построена не позже 1663 года, и нисколько не опровергает того мнения, что эта или такая же часовня существовала здесь гораздо раньше, только не было путешественника или кого- либо еще, который бы записал о ней в свой дневник. 2. Упоминание о первой иванчугской часовни.
Царь Алексей Михайлович в 1646 году подтвердил грамотой, что Иванчугский учуг и Троицкий бугор принадлежат монастырю. Заручившись такой важной грамотой, монахи Троицкого монастыря построили в Иванчуге в 1655 году церковь Святой Живоначальной Троицы для ловцов-разночинцев и переселенцев, которые жили при учуге. В 1670 году здесь побывал Степан Разин и оставил в дар церкви чудотворную икону Федоровской Богоматери. Этот храм существовал до 1797 года. Сначала он стоял при учуге на столбах – сваях. Затем, когда здание пришло в негодность из-за постоянного затопления водой, священники обратились с просьбой к епархиальному начальству о разрешении построить новый храм. После долгого ожидания было получено разрешение. В нем было сказано: «Состоящую при астраханской Троицкой церкви приделанную Харлампиевскую церковь, как ненужную, перенести на Иванчугский учуг и поставить там на Канычинском бугре во имя св. Троицы, а старую разломать и употребить на ограду». 3. Рождение храмов.
Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году и во время перенесения по клировой ведомости числилась уже ветхой. Поэтому, конечно же, была недолговечной. Но нужно заметить, что Харлампиевская церковь была сооружена в 1728 году и во время перенесения по клировой ведомости числилась уже ветхой. Поэтому, конечно же, была недолговечной. С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов». С 1831 года Иванчуг был объявлен приходским селом. Забота о храме легла на местных прихожан. Было решено строить новый храм. В 1844 году храм был построен и освящен с именем Святой Троицы. Церковь эта была деревянная с такой же колокольней. «Стоит на каменном фундаменте, обнесена каменной оградой, теплая. Престолов в ней три: главный – во имя Святой Троицы, правый придел в честь Федоровской Богоматери, а левый в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Еще имеются три часовни, построенные на старых местах прежних храмов». Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвертый, на новом месте в 1884 году, куда в очередной раз была перенесена икона Богоматери. Не очень долго существовал третий храм. Жителям острова Иванчуга угрожала опасность быть смытыми водой – им нужно было уходить на другое место. На храм нашлись покупатели и перенесли его в Караванное, а иванчугцы сделали себе новый, четвертый, на новом месте в 1884 году, куда в очередной раз была перенесена икона Богоматери. Фрагмент панорамы.
Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый. (Именно его фотографию я и увидел на страницах газеты.) Четвертый и последний Иванчугский храм Святой Троицы был краше других храмов, самый красивый. (Именно его фотографию я и увидел на страницах газеты.) Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола (1 купол большой и 2 меньших размеров) покрыты золотом. Была построена и колокольня. Сам храм был деревянный, обложенный кирпичом. Кресты и купола (1 купол большой и 2 меньших размеров) покрыты золотом. Была построена и колокольня. В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. Правда, часть икон иванчугцы сохранили у себя. Спасена была и чудотворная Федоровская икона Богоматери, помолиться к которой приезжали люди со всей России и из-за рубежа. В 1930-е годы церковь закрыли, а в 1939 году из Астрахани приехали люди с приказом о снесении церкви. В этот же год ее и стали ломать. Так как церковь была сделана из сруба, ее растаскивали по бревнышку. Купала и кресты снимали и переплавляли. Иконы рубили и отдавали морякам на дрова. Правда, часть икон иванчугцы сохранили у себя. Спасена была и чудотворная Федоровская икона Богоматери, помолиться к которой приезжали люди со всей России и из-за рубежа. Троицкая церковь в селе Иванчуг. 4. Судьба последнего храма.
В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь он сделал себе флот и весной начал свой поход в Персию. В 1670 году, вскоре после захвата Астрахани, Степан Разин в сопровождении нескольких тысяч восставших побывал на Иванчугском учуге. Здесь он сделал себе флот и весной начал свой поход в Персию. В церкви Иванчуга Разин оставил икону Федоровской божьей матери. «Сей образ во имя божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», - так было написано в церковной летописи иванчугской церкви в 1875 году. В церкви Иванчуга Разин оставил икону Федоровской божьей матери. «Сей образ во имя божьей матери Федоровской с того времени и доныне находится в местном храме с тем украшением, какое было на нем», - так было написано в церковной летописи иванчугской церкви в 1875 году. Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Богоматери, с 1239 года хранившейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почеталась царским домом Романовых, так как ее считали покровительницей родоначальника Романовых Михаила Федоровича, а значит и всей династии. Эта икона была точной копией чудотворной иконы Федоровской Богоматери, с 1239 года хранившейся в одном из храмов г. Костромы. Она особенно почеталась царским домом Романовых, так как ее считали покровительницей родоначальника Романовых Михаила Федоровича, а значит и всей династии. Древнейшие копии ее были в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в Иванчугской церкви. Древнейшие копии ее были в Городецком монастыре, в Ярославле, в Нижнем Новгороде, в Моршанске и в Астраханской губернии в Иванчугской церкви. Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была скорее всего вывезена С.Разиным из какого-то храма Костромской губернии. Та копия иконы, что хранилась в Иванчуге, была скорее всего вывезена С.Разиным из какого-то храма Костромской губернии. По описанию священника И.Орлова, Иванчугская икона действительно была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, написана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потерта. Желая сохранить ее еще надолго, служители иванчугской церкви покрыли ее стеклом в 1900 году. По описанию священника И.Орлова, Иванчугская икона действительно была древней. Он пишет, что, судя по живописи, она написана в начале XVI или даже XV века, написана на сосновой доске. Живопись была лишь немного потерта. Желая сохранить ее еще надолго, служители иванчугской церкви покрыли ее стеклом в 1900 году. Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце XIX века, венец сохранился древний. Икона была украшена серебряно-золотой ризой, в которой с окладом и массивным венцом было весу более 16 кг. Риза с украшениями: на венце бриллиантовый крест из 12 камней, на самой ризе 3 звезды: одна бриллиантовая, другая – изумруд, осыпанный бриллиантами, третья – изумруд, осыпанный алмазами. Ценная риза сделана в конце XIX века, венец сохранился древний. 5. История иконы Федоровской Богоматери.
Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегченным сердцем и с новой силой для перенесения недугов тельных и недугов житейских. Эта древняя икона два с половиной века как святыня хранилась в Иванчугском храме. В летнее время тысячи приезжих богомольцев молились перед чудотворной иконой и отходили с облегченным сердцем и с новой силой для перенесения недугов тельных и недугов житейских. Местный священник И.Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края. Местный священник И.Орлов утверждал, что село Иванчуг с 14 марта до глубокой осени с чудотворной иконой составлял средоточие религиозной жизни Астраханского края. Когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно. Когда в 30-е годы стали закрывать сельские церкви и очередь подходила к церкви Святой Троицы в Иванчуге, настоятель церкви Федор Лушпаев вывез ночью чудотворную икону из церкви, ночью же ее доставили в город, а оттуда отвезли в Киев. Лушпаев (сын) будто бы слышал от кого-то, что эта икона была вывезена за границу. Но как, кем и при каких обстоятельствах – неизвестно.
Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось восполнить еще одну забытую страницу летописи родного села. Я собирал материал к этой работе не один месяц. Очень хотелось восполнить еще одну забытую страницу летописи родного села. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, «в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО» (В.М.Песков). Любить Отечество невозможно заставить с помощью законов. Любовь надо воспитывать. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, «в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом ОТЕЧЕСТВО» (В.М.Песков). Любить Отечество невозможно заставить с помощью законов. Любовь надо воспитывать. Поэтому я хочу оставить свою работу в родной школе, чтобы материал можно было использовать на классных часах, на внеклассных мероприятиях. Поэтому я хочу оставить свою работу в родной школе, чтобы материал можно было использовать на классных часах, на внеклассных мероприятиях. И может со временем и в нашем селе восстановится тот духовный стержень, который поможет нам снова обрести духовность, чуткость и милосердие. И может со временем и в нашем селе восстановится тот духовный стержень, который поможет нам снова обрести духовность, чуткость и милосердие. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Архивные материалы: Архивные материалы: Указы из губернаторской канцелярии Астраханской рыбной конторы. Основание: ГААО Ф.614. Оп.1 Д.104 Лл. 170 Высочайшие указы и рапорты должностных лиц на учуги Астраханской рыбной конторы (январь – декабрь 1746). Основание: ГААО Ф.614. Оп.1 Д.309 Лл Описание церквей в Астраханском уезде. Основание: ГААО Ф.857 Оп.1 доп. Д.4 Лл.26об.-31. «Астраханские епархиальные ведомости» 1902 г. 7, 11, 14; 1909 г. 2; 1913 г. 7; 1915 г. 24 «Ключаревская летопись» 1887 г. Марков А.С. «Найдено в Астрахани» г.Волгоград 1988 г. Марков А.С. «По следам Степана Разина» г.Волгоград 1980 г. Марков А.С. «Чудотворные и особо чтимые астраханские иконы» г.Волгоград 1988 г. Орлов И. «Село Иванчуг и его святыня» г.Астрахань 1902 г. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: