Высшая школа экономики, Москва, 2012 Опыт и перспективы изучения студенческой вовлеченности в российских вузах Наталья Малошонок
Актуальность 1) Акцент на институциональных условиях обучения Какие возможности вуз предоставляет студенту для успешного обучения и личностного развития? 2) Важность участия студента в образовательных практиках Что студент делает во время обучения в вузе? В каких учебных активностях участвует? 3) Возможность изучить текущую учебную ситуацию (преимущество перед другими показателями оценки качества образования)
Определение «Студенческая вовлеченность» (англ. «student engagement») понятие, пришедшее из зарубежных исследований студентов; феномен отражает довольно распространенный феномен неодинакового отношения студентов к обучению в университете: Oдни студенты посвящают учебе большую часть сил и времени, в то время как другие студенты предпочитают тратить их на работу или внеуниверситетские дела.
Концепт студенческой вовлеченности полезен для того, чтобы… охарактеризовать текущее состояние учебного процесса (мы получаем представление о том, чем студенты в действительности заняты в университете); отследить состояние высшего образования в динамике; организовать знания об опыте студента в университете; интерпретировать отношения между университетом и студентом.
Зарубежный опыт изучения студенческой вовлеченности 1.Масштабные исследования студенческой вовлеченности National Survey of Student Engagement (Indiana University) Student Experience in Research Universities (Berkeley University) 2.Частные случаи исследования вовлеченности в вузе (case studies)
Цели 1)Методологическая: разработать надежный и валидный инструментарий для изучения студенческой вовлеченности в российском образовательном контексте. 2)Содержательная: получить актуальную информацию об образовательном процессе в российских вузах.
Методология Онлайн опрос студентов Бумажный опрос студентов Анкета включает вопросы, отражающие разные аспекты студенческой вовлеченности (активность на семинарских занятиях, вовлеченность в групповую работу, выполнение заданий и т.д.)
Предварительные результаты Собраны данные по студенческой вовлеченности в НИУ ВШЭ в 2011 и 2012 гг. Методологические результаты: Была проведена проверка качества показателей студенческой вовлеченности (проверка надежности согласованности и конструктной валидности) Содержательные результаты: Чем выше студенческая вовлеченность в учебный процесс, тем выше академическая успеваемость студентов, а также удовлетворенность обучением Студенческая вовлеченность выше у неработающих студентов, а также у тех учащихся, которые работают в университете Чем чаще студент взаимодействует с преподавателем по разным вопросам, тем выше его вовлеченность в учебный процесс Вовлеченность студентов в учебный процесс тем выше, чем меньше учебный процесс предполагает простое заучивание фактов, методов и идей, и больше аналитическую деятельность Вовлеченность студентов снижается при переходе на следующий курс обучения
Ожидаемые результаты 1.Усовершенствование инструментария изучения студенческой вовлеченности на основе проведенных эмпирических исследований Определение показателей, которые лучшим образом описывают студенческую вовлеченность с учетом российского образовательного контекста Построение индексов студенческой вовлеченности 2. Сбор эмпирических данных о студенческой вовлеченности в российских вузах Выявление проблем и оценка эффективности образовательных реформ в результате изучения динамики студенческой вовлеченности; Разработка рекомендаций по улучшению учебного процесса Выявление «лучших педагогических практик», способных улучшить образовательный процесс в вузах
Спасибо за внимание! Наталья Малошонок