Самая большая ценность народа - язык, на котором он пишет, говорит, думает. Д.Н. Лихачев
ССП СПП БСП ССП
проверка 1 группа 2- картофель появился, история любопытна 3-первыми отведали моряки, он попал 7- чиновники принуждали сажать, это вызывало
проверка 2 группа 1- европейцы привыкли, не могут обходиться 5,6- установилась мода, пришлось делать, не стало хватать
Он пел и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким словно знакомая степь раскрывалась перед нами уходя в бесконечную даль. Я понимал что выручить нас может только случайность или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку.
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед нами, уходя в бесконечную даль. Я понимал, что выручить нас может только случайность: или вода внезапно перестанет прибывать, или мы наткнёмся на этом берегу на брошенную лодку.
Вывод: в сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, одни из них могут соединяться при помощи сочинительных союзов, другие- при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов. Пунктуация в таких предложениях подчиняется основным правилам постановки знаков препинания.
В14 Среди предложений найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения. (17) При чтении научной и научно-популярной книги приходится обязательно сталкиваться с новыми словами, терминами. (18)Лучше всего их заносить в специальную тетрадь. (19) Для этого необходимо дополнительное время, но зато это оправдывает себя потом: значительно легче воспринимается дальнейший текст. (20)Научная книга обычно читается по частям, с перерывами для отдыха, для обдумывания, просмотра или чтения дополнительных источников, справочников, словарей, но и слишком часто отвлекаться не рекомендуется
1.Через час явилась возможность ехать: метель утихла, небо прояснилось, и мы отправились. ( бессоюзная + сочинительная связь ) 2.Плакучие ивы купали в озере свои ветви, и кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы. (сочинительная + подчинительная) 3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. ( СПП с последовательным подчинением придаточных)
1.На следующий день, Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь. (сочинительная + подчинительная связь) 2.Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать. (сочинительная + подчинительная связь) 3.Шумит лес, лицу жарко, а со спины пробирается колючий холод. (бессоюзная + подчинительная связь)
Домашнее задание 1) Написать сочинение-миниатюру « Мудрость народного слова», используя при этом сложные предложения. 2) По подобию заданий, которые были на сегодняшнем уроке, составить 3 мини-теста.