Разработка программы гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин Республики Беларусь» Колпеница 2010
Какие ждут вас в будущем дела? Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин вы настоящий, Большой отдачи ждет от вас страна.
Актуальность работы Актуальность работы В настоящее время в Республике Беларусь формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования. В настоящее время в Республике Беларусь формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования. Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда являются итогом учебно-воспитательного процесса. Самореализация личности в период обучения и после его, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда являются итогом учебно-воспитательного процесса. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско- патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско- патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении надо многое изменить в подходах и содержании воспитательной работы. Всё это определяет актуальность разработки и реализации внутришкольной программы « Я – гражданин Республики Беларусь». Всё это определяет актуальность разработки и реализации внутришкольной программы « Я – гражданин Республики Беларусь».
Цель: Цель: Создание целостной системы гражданско- патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности: Создание целостной системы гражданско- патриотического воспитания в школе, ориентированного на становление и развитие личности: готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве; готовой жить в гражданском, демократическом обществе и правовом государстве; свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной; свободной, обладающей чувством собственного достоинства, гуманистически ориентированной; любящей свою семью, школу, край, Республику Беларусь; любящей свою семью, школу, край, Республику Беларусь; личности культурной, нравственной. личности культурной, нравственной.
Гипотеза: Создание условий для формирования системы гражданско- патриотического воспитания. Данная цель и гипотеза определяют следующие задачи: 1. воссоздать имеющийся опыт патриотического и гражданственного воспитания в нашей школе; 2. модернизировать организационно-педагогические условия для активизации, содержательного обогащения и систематизации гражданско-патриотического воспитания; 3. воспитание гражданина, патриота; 4. становление гражданской компетентности личности (готовности и способности активно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания на практике); 5. формировать основополагающие ценности белорусской культуры; 6. воспитание проводить на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РБ, а также исторических и культурных традициях родного края; 7. создать единый комплекс гражданского, патриотического обучения и воспитания, реализуемый, в ходе проведения внеклассной и внеурочной работы; 8. соблюдать демократический уклад школьной жизни и правовое пространство; 9. вовлечь учащихся в разработку и решение школьных, местных, общественных проблем.
Уровни, цели гражданского воспитания и ключевые социальные навыки Уровни гражданского воспитания Цели воспитания Ключевые социальные навыки 1 Социально- психическая адаптация Личностное развитие, основы искусства общения, самопознание, самооценка, самоопределение Адекватная ценностная оценка: Окружающего мира Жизненной ситуации Собственных возможностей Предполагаемой деятельности 2 Овладение национальной культурой Освоение системы национальных ценностей с целью миротворчества и миропреобразования социальной реальности Гуманное отношение к людям Терпимость к социальным, национальным, этническим, религиозным различиям людей Уважение прав и свобод человека Навык сотрудничества Навык позитивного разрешения конфликтов Поддержка всеобщей безопасности 3 Подготовка к общественной жизни. Овладение гражданской культурой Развитие правового самосознания, социальной активности, включение личности в общественный процесс Навыки демократической культуры Навыки выполнения гражданских обязанностей Навыки принятия ответственности за себя, семью, общество
Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание патриотизма, гражданственности является важным фактором формирования и развития личности. В патриотизме народа – сила государства. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.
Гражданственность интегративный комплекс качеств личности учащегося, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами. интегративный комплекс качеств личности учащегося, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.
Патриотизм социально-политическая и нравственная категория. социально-политическая и нравственная категория. Она представляет собой совокупность идеи, чувства и действия, выражающихся в преданности и любви к Родине, способствующих успехам во всех сферах внутренней жизни страны, повышению её могущества и креплению авторитета на международной арене. Она представляет собой совокупность идеи, чувства и действия, выражающихся в преданности и любви к Родине, способствующих успехам во всех сферах внутренней жизни страны, повышению её могущества и креплению авторитета на международной арене.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что мы должны воспитать в детях. Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что мы должны воспитать в детях. Главное в программе «Я – гражданин Республики Беларусь» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Главное в программе «Я – гражданин Республики Беларусь» – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа используется в школе со 2-го по 9-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина Беларуси. Программа используется в школе со 2-го по 9-й класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина Беларуси. «Я И Я» «Я И Я» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ «Я И СЕМЬЯ» «Я И СЕМЬЯ» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕЙ СЕМЬЕ «Я И КУЛЬТУРА» «Я И КУЛЬТУРА» ФОРМИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЯ К ИСКУССТВУ «Я И ШКОЛА» «Я И ШКОЛА» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО» «Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ОТЕЧЕСТВУ «Я И ПЛАНЕТА» «Я И ПЛАНЕТА» ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ
Ценности и типовые проблемы гражданского воспитания школьников Ценности Родина и ее история Гражданский долг Общественная активность Гражданская ответственность Гражданский гуманизм Национальная и мировая культура
Ценности и типовые проблемы патриотического воспитания Ценности Любовь к своей земле, народу, языку Уважение национальной культуры, ее традиций и обычаев Признание независимости и суверенитета своего государства Гордость за отечественную историю, народных героев
Структура гражданской культуры Национальное самосознание личности и научное мировоззрени е Гражданские чувства Активная гражданская позиция Понимание прав и обязанностей как члена общества Уважение, самоуважение, ответственность, нравственность, патриотизм, интернационализм Отношение к себе, к семье, к обществу, к природе, к планете
Гражданские ценности Родина, ее история Родина, ее история Национальная и всемирная история Национальная и всемирная история Гражданский долг Гражданский долг Гражданский гуманизм Гражданский гуманизм Гражданская активность Гражданская активность Гражданская ответственность Гражданская ответственность Гражданское мужество Гражданское мужество
Формы представления предполагаемых результатов и их внедрения. Создать целостную систему обновленного гражданско-патриотического воспитания «Я – гражданин Республики Беларусь». Предложить методические разработки мероприятий. Провести тематические: педсовет, родительское собрание, учёбу классных руководителей. Оформить брошюру «Гражданско-патриотическое воспитание во внеклассной работе». Разместить наработанный материал на сайте школы.