Создание системы оценки качества образования в ПУ -57 Рулиене Любовь Нимажаповна к. п. н., доцент, нач. ОДТО БГУ 22 июня 2012 г.
Тезисы для обсуждения 1. В обеспечении качества образования заинтересованы обучающиеся и их родители, педагогические коллективы, органы управления образованием, работодатели.
2. П онимание « качества » образования часто бывает противоречивым : для педагогов - это наличие качественного учебного плана, обеспеченного учебными материалами, для учащихся - ????, д ля родителей - ?????, для общества - ??????, для государства - ??????
Что такое качество образования ? Качество образования - характеристика системы образования в образовательном учреждении, отражающая степень соответствия реальных достигаемых результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Что значит « оценка качества образования »? Качество образования не тождественно качеству обученности. Для оценки эффективности работы ОУ учитывается не только уровень знаний учащихся, необходимо анализировать контингент, условия для работы педагогов, кадровый потенциал, материально - техническое обеспечение.
Принципами создания системы оценки качества образования широкое понимание образовательных достижений ( ключевые внепредметные компетентности, удовлетворенность образованием, степень участия в образовательном процессе, дальнейшее образование и карьера выпускника ; открытость, доступность информации о состоянии и качестве образования, прозрачность процедур его оценки ; принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки качества образования ; соблюдение морально - этических норм в отборе показателей.
Важное замечание 1 К ритерии оценки качества образования должны определяться в соответствии с целями функционирования образовательного учреждения, и их количество должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров.
Важное замечание 2 О ценка качества не должна сводиться только к тестированию знаний учащихся ( хотя это и остается одним из показателей качества образования ).
Оценка качества образования осуществляется комплексно, образовательное учреждение рассматривается во всех направлениях его деятельности. Важное замечание 3
Система мониторинга позволяет оценить качество образования, если – определены стандарты, есть измеряемые величины, установлены критерии, по которым возможно судить о достижении стандартов, ведется сбор данных и оценка результатов, принимаются соответствующие меры. Важное замечание 4
Мониторинг качества образования может осуществляться непосредственно в образовательном учреждении. Для этого необходимо четко представлять себе содержание и цели стандартов ( как стандартов содержания образования, так и стандартов конечного результата, который достигнут обучающимися ). Важное замечание 5
Оценка качества образования учебного заведения предполагает контроль уровня знаний и умений обучающихся ( одновременно педагогическим коллективом и внешними, государственными органами ), так и деятельности преподавателей. Поэтому важна аналитическая оценка качества преподавания отдельного преподавателя. Важное замечание 6
Критерии оценки качества образовательного процесса 1. Успешность обучения 2. Общеучебные ( учебно - познавательные ) навыки 3. Положительная мотивация учения 4. Ценностное самоопределение учащихся 5. Профессиональное самоопределение выпускников 6. Умение адаптироваться и взаимодействовать в коллективе