Промежуточный отчет ОРИЦ на Задачи и функции инновационной инфраструктуры системы образования Восточного округа
Развитие инновационной деятельности: задачи 2 Весь прошедший учебный год с точки зрения развития инновационной деятельности являлся, прежде всего, этапом начальной организации, в ходе которой важно было решить две чёткие задачи. Первая – ознакомить руководителей образовательных учреждений и наиболее активных педагогов с новыми ориентирами и «правилами игры» в области инновационной деятельности. Одновременно необходимо было увидеть стартовую ситуацию образовательных учреждений округа и выявить: коллективы, имеющие инновационные заделы и претендующие на лидерство в образовательных инновациях; коллективы, стремящиеся к инновациям, хотя и не имеющие значительных заделов; коллективы-реципиенты, имеющие реальную заинтересованность в освоении нового опыта. Вторая – организация управления инновационной деятельностью на уровне окружного кластера и создание ключевых элементов инновационной инфраструктуры (окружной совет, окружной ресурсный центр, окружной экспертный совет по инновационной деятельности). Существенную роль в расширении поля инновационной деятельности в округе сыграл цикл практикоориентированных семинаров по обучению принципам разработки программы инновационного проекта образовательного учреждения. Параллельно создавались инновационные сети вокруг ОИП, проводились тематические мероприятия Ближайшая наша задача – окончательное формирование инновационных сетей, налаживание собственно инновационной деятельности – реализации инновационных проектов, обмена продуктами инновационной работы, вовлечение в эту деятельность новых участников.
октябрь 2012 года Организован и проведён двухдневный выездной семинар, в котором приняли участие представители 47 общеобразовательных учреждений округа. Обсуждение целей и направлений инновационной деятельности в округе велось в проблемно-тематических группах по материалам презентаций конкретных инновационных проектов. Участие в семинаре позволило руководителям и представителям образовательных учреждений сориентироваться в пространстве целей и проблем инноваций, почувствовать степень готовности к данной деятельности. Результаты семинара послужили материалом для осмысления реальных приоритетных направлений инноваций для развития системы образования округа. Итоги: на базе ОРИЦ организована постоянно действующая консультационная служба, оказывающая практическую помощь образовательным учреждениям, планирующим в перспективе участвовать в конкурсах инновационных проектов. 3 Развитие инновационной деятельности: события
февраль 2013 года Организован и проведён трёхдневный выездной семинар, на котором состоялось первое заседание Окружного совета по развитию инновационной деятельности; намечены проблемно-тематические приоритеты окружных инноваций; осуществлена открытая экспертиза инновационных проектов (по поручению ГРИЦ); проведено экспресс-исследование спроса на инновационные проекты и продукты со стороны образовательных учреждений округа. Семинар (по оценке участников) сыграл важную роль в запуске инновационной деятельности в округе, в формировании инновационных сетей, в установлении коммуникативных связей и партнёрства. 4 Развитие инновационной деятельности: события
март – апрель 2013 года ОУ уже находятся в сети ГИП, ОИП или являются ПИП – 8 ОУ ещё готовятся к разработке собственных инновационных проектов – 6 СОШ 392, 444, 446, 741, 1246, 1268, 1690; гимназия 1505 СОШ 360, 782; ЦО 429, 1637, 1925; гимназия 1563 Реализована программа предпроектной подготовки (М.В. Каминская, д.пс.н., к.п.н., зам. директора Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ), которая предусматривала выполнение участниками проектных заданий применительно к материалам инноваций в собственном образовательном учреждении. Участникам практикумов это позволило: освоить логику инновационного проектирования, в отличие от разработки образовательных и методических проектов; обосновать проблему развития образования, решаемую в проекте; корректно поставить цели и задачи инновационной деятельности, показывающие, за счет каких проектных изменений будет решаться поставленная проблема; проработать управленческое, организационное, научно-педагогическое, внедренческое и экономическое содержание проекта в соответствие с современными требованиями к инновационной деятельности. Количество образовательных учреждений, участников предпроектной подготовки – 14 5 Развитие инновационной деятельности: события
Базовые учреждения – 4 СОШ 368 «Лосиный остров»ТОР – 400 гимназия 1404 «Гамма»ТОР – 300 ЦО 1811 «Измайлово»ТОР – 400 детский сад 1602 Количество ОИП – 4 (2 ОУ входят в ТОР – 400) Количество ПИП – 14 (6 ОУ входят в ТОР – 400) Рекомендованы ОСРИД – 7 Не рекомендованы ОСРИД – 7 СОШ 444ТОР – 400СОШ 365 СОШ 1246ТОР – 400ЦО 422 СОШ 1360 СОШ 741 гимназия 1404 СОШ 1167 гимназия 1591ТОР – 400СОШ 1268ТОР – 400 лицей 1598 ЦО 1925ТОР – 400 СОШ 2026 СОШ 2072ТОР – 400 Инновационная инфраструктура системы образования ВАО 6
Количество ГИП, имеющие базовые учреждения в округе – 3 Базовые учреждения – 5 1 ЦРР детский сад 1688 детский сад детский сад СОШ 368 ЦО 1637 Количество образовательных учреждений округа, участвующих в работе ГИП – 49 Инновационная инфраструктура системы образования ВАО 7 Базовые учреждения ГИП Количество участников сети Образовательные учреждения детские сады 1688, 2565 ВАО 6детские сады 201, 296, 1125, 1693, 2340, 2676 СОШ 368, ЦО 1637 ВАО 1гимназия 1530 ЦО 548 «Царицыно» ЮОУО 30 СОШ 316, 343, 351, 356, 365, 392, 399, 402, 409, 440, 448, 619, 672, 797, 905, 1077, 1167, 1294, 1324, 2026, 2031, 2032, 2033, 2034; центры образования 363, 1666, 1852; гимназии 1504, 1505, 1516 МГДД(Ю)Т2ЦО 1452, лицей 1598 МИОО3СОШ 446, 1294; ЦО 422 МИРО7 СОШ 349, 2031; ЦО 734; гимназии 1290, 1404, 1505; лицей 1502 Итого 49
Базовое учреждение ОИП Базовое учреждение ОИП Количество участников сети Образовательные учреждения СОШ СОШ 365, 392, 444, 741, 1324, 1690; центры образования 1637, 1811; гимназии 1290, 1512 гимназия СОШ 1078, 1246, 2032, 2035; ЦО 1666 ЦО СОШ 365, 368, 392, 633, 741, 1021, 1035, 1324, 1690; гимназия 1290 детский сад детские сады 1352, 2092, 2553; СОШ 405 Итого29 Количество образовательных учреждений округа, участвующих в ОИП – 29 Инновационная инфраструктура системы образования ВАО 8
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАТОРОВ И УЧАСТНИКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, – 72 (20 из них участвуют в 2-х и более проектах) Тип ОУОбразовательные учреждения Общее количество Вошли в ТОР Детский сад 201, 296, 1125, 1352, 1602, 1688, 1693, 2092, 2340, 2553, 2565, 2676, СОШ 316, 343, 349, 351, 356, 365, 368, 392, 399, 402, 405, 409, 440, 444, 446, 448, 619, 633, 741, 672, 797, 905, 1021, 1035, 1077, 1078, 1167, 1246, 1268, 1294, 1324, 1360, 1690, 2026, 2031, 2032, 2033, 2034, 2035, ЦО363, 422, 734, 1452, 1637, 1666, 1811, 1852, Гимназия1290, 1404, 1504, 1505, 1512, 1516, 1530, Лицей1502, Итого7219 ОУ – входит в ТОР – 400 Инновационная инфраструктура системы образования ВАО 9
Тип ОУ ГИПОИППИП базовое учреждение участник сети базовое учреждение участник сети базовое учреждение детский сад 1688, 2565, , 296, 1125, 1693, 2340, , 2092, 2553 СОШ , 343, 349, 351, 356, 365, 392, 399, 402, 409, 440, 446, 448, 619, 672, 797, 905, 1077, 1167, 1294*, 1324, 2026, 2031*, 2032, 2033, *, 368, 392*, 405, 444, 633, 741*, 1021, 1035, 1078, 1246, 1324*, 1690*, 2032, , 444, 741, 1167, 1246, 1268, 1360, 2026, 2072 ЦО , 422, 734, 1452, 1666, , 1666, , 1925 гимназия 1290, 1404, 1504, 1505*, 1516, *, , 1591 лицей 1502, 1598* 1598 Итого * *14 Распределение образовательных учреждений по типу инновационной площадки ОУ* – входит в сеть 2-х ГИП или 2-х ОИП ОУ – является участником нескольких ГИП, ОИП, ПИП Инновационная инфраструктура системы образования ВАО 10
Подали заявки сами – 5Заявлены как базовые учреждения другими ОУ – 6 ЦО 429СОШ 349 СОШ 446гимназия 1290 гимназия 1505гимназия 1404 гимназия 1508 лицей 1502 СОШ 1690гимназия 1505 СОШ 2031 Количество образовательных учреждений, участвующих в очередном конкурсе инновационных проектов (заявки до ) Инновационная инфраструктура системы образования ВАО 11
Преемственность и непрерывность образовательных уровней Инновации в обеспечении нетравматических образовательных переходов между уровнями и дифференцированными программами подготовки, в создании единого образовательного пространства учебных комплексов, в использовании межведомственного ресурса для практики «образования через всю жизнь». Проектное управление качеством образования в конкурентной среде Инновации в управлении конкурентоспособностью образовательных услуг, развитием образовательных учреждений, отношениями с заинтересованными сторонами в развитии образовательных учреждений, в разработке и использовании критериев эффективности управленческих структур, административных, правовых и рыночных механизмов обеспечения положительной динамики качества образования. Новая оценочная политика и механизмы общественного контроля в образовании Инновации в текущей и рубежной аттестации обучающихся и воспитанников на основе компетентностного подхода, в мониторинге индивидуальных образовательных достижений, в создании современных оценочных систем, средств и форм профессиональной и потребительской оценки качества образовательных услуг. Социальный лифтинг и социально- профессиональное продюсирование школьников Инновации в предоставлении образовательных услуг, способствующих адаптации обучающихся и воспитанников к социальным вызовам, рискам и изменяющимся условиям, в системе вовлечения обучающихся и воспитанников в социально значимые и бизнес-проекты Округа, в содействии им при построении и реализации личных профессиональных и карьерных планов. Педагогический дизайн как способ внедрения новых образовательных технологий Инновации в сфере педагогического проектирования и конструирования «на рабочих местах», гарантирующие системное внедрение современных образовательных технологий, интеграцию образовательных и социальных практик, поддержку индивидуального роста обучающихся и воспитанников. Карта развития инновационной деятельности в системе образования 12 Перспективы развития инновационной деятельности ВАО