МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное учреждение здравоохранения «АРХАНГЕЛЬСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ» ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ Информационно-методическое пособие для медицинских работников и педагогов Автор-составитель Т.Р. Низовцева Дизайн слайдов Т.А. Винтилова, Редакция Е.Ю. Агафонова, И.В. Иванова, О.С. Попова
Экзаменационный стресс
Цель занятия Информировать родителей о сущности и механизмах стрессового состояния.
Задачи обучения познакомить родителей с механизмом возникновения стресса (формула ABC), выявить взаимосвязь между стратегией поведения родителей и поведением ребенка в ситуации стресса, с помощью практических заданий выяснить возможные изменения в совладании со стрессом, выработать рекомендации по организации, общению с ребенком во время подготовки к экзаменам.
Что такое стресс? Это состояние напряжения, возникающее у человека в ответ на сверхсильные воздействия среды. Необходимо помнить, что стресс это наша реакция на то, что произошло с нами. Она зависит от психологических особенностей человека его пола, возраста, стажа работы и.т.д..
Реакция на стресс это НОРМАЛЬНОЕ защитное явление для организма человека.
Как возникает стресс A B C A - событие B - мысли, чувства, опасения (то что мы говорим себе) С - поведение (как мы ведем себя в результате)
СОБЫТИЕ (А): ЭКЗАМЕН какое это событие? Стрессовое Тревожное Не ясный результат Требует подготовки Родители беспокоятся и ожидают результат Важное (от результата зависит будущее)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Напишите, пожалуйста, что для Вас экзамен?
МЫСЛИ (С) что я себе говорю, когда думаю об экзамене Родители: Весь год были плохие оценки, чего ожидать? или Он напишет плохо и не поступит в университет (не поступит на бюджетное) или Он не умеет писать тесты, вот если бы был устный экзамен тогда … Ребенок: Я плохо учился я все завалю или Мне все время говорят что я не смогу… я не смогу или Я не сдам и стану дворником…это ужасно!
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Напишите, пожалуйста, Ваши МЫСЛИ, ожидания, опасения об экзамене. Что Вы говорите себе в данной ситуации?
ПОВЕДЕНИЕ (В): что я делаю? Тревожусь: Напоминаю об ужасных последствиях Постоянно спрашиваю как дела? Навязчиво организую рабочее место, питание, перерывы в заучивании Все контролирую: Постоянно контролирую что делает ребенок для подготовки (спрашиваю, беспокоюсь, обсуждаю с другими взрослыми, постоянно обращаюсь к учителю) Я лучше ребенка знаю, что надо выучить и сдать
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Опишите Ваше поведение во время экзамена? Что Вы делаете в данной ситуации?
ИТОГОВАЯ ФОРМУЛА АВС что может происходить на самом деле Событие (А)Мысли (В)Поведение (С) ЕГЭМой ребенок не сдаст ЕГЭ(или сдаст не так как надо), не поступит в университет, не получит квалифицированну ю работу и это будет ужасно Я говорю ему постоянно что надо учить, а не то в жизни все пойдет не так как надо! Ссоримся и конфликтуем.
Что можно изменить? А - Могут ли отменить ЕГЭ? В - Можно ли изменить то, что мы говорим себе в стрессовой ситуации? С - Можно ли действовать по-другому в стрессовой ситуации?
Возможные изменения Весь год были плохие оценки, чего ожидать? Да, оценки оставляли желать лучшего и я сделаю, то что в моих силах, чтобы результат был лучше. Он напишет плохо и не поступит в университет (… не поступит на бюджетное) Он сделает все возможное и даже если поступить не удастся это не конец света. Он не умеет писать тесты, вот если бы был устный экзамен тогда… Он подготовиться к написанию текста и сделает лучшее из возможного
Что важно сделать Скорректировать питание (более легкое, сбалансированное) Объяснить важность отдыха, сна и спортивных нагрузок (прогулок) Если достаточно времени обсудите способы подготовки к экзаменам. Дайте Ваш совет.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!