Конструирование задач учебного занятия. Цель: оказание помощи педагогам в конструировании задач учебного занятия с учетом общих требований, возрастных особенностей детей.
Цель образовательной деятельности ТМУДО ЦДТ – создать условия для освоения, усвоения и присвоения воспитанниками общекультурных ценностей, а также учесть потребности педагогов, акцентируем внимание на формулировке воспитательных и развивающих задач.
Умение формулировать цель и задачи входит в сферу профессиональной компетентности педагога и является одним из показателей его профессионального мастерства. Триединая дидактическая цель (ТДЦ) - это заранее запланированный конечный результат обучения, развития и воспитания учащегося на занятии. Цель должна быть диагностичной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации.
Педагог, приступая к формулировке цели занятия: Обращает внимание на требования к системе ЗУН по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся; Определяет приемы учебной деятельности, которыми важно овладеть воспитаннику; Выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность ребенка в результатах обучения.
После того как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности воспитанников. ТДЦ отражает основное содержание учебного занятия, выделяя познавательный, воспитательный, развивающий аспекты.
На занятии решаются три вида задач: 1.Обучающие (направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков). 2.Воспитательные (направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности). 3.Развивающие (направлены на развитие познавательного интереса. Способностей и задатков ребенка).
Требования к постановке задач занятия: 1.Задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования, 2.Задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного, 3.Задачи должны соответствовать содержанию, формам, и методам предполагаемой образовательной деятельности, 4.Задачи должны быть определены конкретно и четко. Чтобы была возможность проверить (самопроверить ) их выполнение, 5.В формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.)
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей Обучающие задачи Примеры обучающих действий педагога: Познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, сравнивать, анализировать, высказывать, применять, систематизировать, свободно оперировать понятиями и др.
Воспитательные задачи (младший школьный возраст) ВозрастДействиеКачества Младший школьный возраст Воспитывать Любовь к малой Родине: К родному дому. Школе, семье, двору, городу и т.д. Доброжелательное отношение к окружающим: Соблюдение правил этикета Доброжелательность Дружелюбие Готовность сотрудничать Вежливость Умение заботиться: Доброта Искренность Чуткость Общительность Стремление помочь отзывчивость
Воспитательные задачи (младший школьный возраст) ВозрастДействиеКачества Младший школьный возраст ФормироватьПоложительную самооценку: Потребность в самоорганизации: аккуратность, бережливость, трудолюбие, сдержанность, основы самоконтроля, скромность, самостоятельность умение доводить начатое дело до конца, настойчивость выдержку.
Воспитательные задачи (младший школьный возраст) ВозрастДействиеКачества Младший школьный возраст Формировать Потребность в здоровом образе жизни: умение видеть прекрасное гигиенические знания и умения оптимизм доброжелательное отношение к труду культура труда
Воспитательные задачи (подростки). ВозрастДействиеКачества ПодросткиВоспитывать Гражданские качества личности: Интерес к общественной жизни Стремление помогать Патриотизм Активную жизненную позицию Критичность оптимизм общественную активность чувство долга предприимчивость
Воспитательные задачи (подростки). ВозрастДействиеКачества ПодросткиФормировать Положительную «Я-концепцию» умение аргументировать свою позицию положительную самооценку самокритичность оптимизм уверенность в себе лидерские качества умение сопереживать
Воспитательные задачи (подростки). ВозрастДействиеКачества ПодросткиФормировать Потребность в саморегуляции: ответственность самоконтроль рассудительность тактичность терпимость самостоятельность умение адаптироваться к новым условиям умение прогнозировать собственную деятельность умение организовать свою деятельность и анализировать
Воспитательные задачи (подростки). ВозрастДействиеКачества ПодросткиФормировать Потребность в здоровом образе жизни : разнообразие интересов, осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий и своего места в обществе
Воспитательные задачи (старшеклассники) ВозрастДействиеКачества СтаршеклассникиФормировать Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности: уважительное отношение к людям; общественную активность; интерес к культуре и истории России; стремление принести пользу обществу; понимание личного и общественного значения труда; осознание личной и общественной значимости образования потребность к самопознанию умение ставить цели и реализовывать их осознание значимости результата
Воспитательные задачи (старшеклассники) ВозрастДействиеКачества СтаршеклассникиФормироватьПотребность в общении в контексте культуры: умение идти на компромисс тактичность Терпимость Толерантность умение доказать свою точку зрения умение выходить из конфликтных ситуаций знание этики семейных отношений умение организовать культурный досуг
Воспитательные задачи (старшеклассники) ВозрастДействиеКачества СтаршеклассникиСпособствоватьЛичностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели Самовоспитанию формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии формированию профессионально важных качеств личности оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников
Развивающие задачи Возраст воспитанников Примеры формулировки развивающих задач Младший школьный возраст Развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес; Развивать эмоциональную сферу; Развивать творческие способности-формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть не себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?); Развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах; Развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений, Развивать эстетические чувства
Развивающие задачи Возраст воспитанников Примеры формулировки развивающих задач ПодросткиРазвивать самосознание Развивать интерес к познавательной деятельности Развивать умения самовыражаться, самоутверждаться Развивать творческие способности Формировать способы социального взаимодействия Развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе
Развивающие задачи Возраст воспитанников Примеры формулировки развивающих задач СтаршеклассникиРазвивать познавательные и профессиональные интересы; Развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы; Формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков) Развивать самосознание Развивать творческие способности.