Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития
Трудности дифференциальной диагностики Клинико-психологические проявления общего недоразвития речи и нарушений интеллектуального развития сходны; Нарушение интеллекта всегда влечёт за собой нарушение речи, и наоборот.
Дети с тяжёлыми нарушениями речи Речевой дефект носит системный характер (затрагивает все стороны речи) Речевой дефект является ведущим Имеет место при различных клинических патологиях (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия) Подразумевается сохранность физического слуха и интеллекта (с учётом тяжести речевого дефекта)
Дифференциация общего недоразвития речи и умственной отсталости ОНР Неравномерность развития психических функций Способны к переносу умственных действий на аналогичные задания Критичны к своей деятельности Хорошо принимают помощь Умственная отсталость Тотальный дефект психических функций Инертность мышления Некритичны к себе и своей деятельности Низкая обучаемость даже при оказании индивидуальной помощи
Дифференциация ОНР и ЗПР ОНР Неравномерность развития психических функций (преобладание речевого дефекта) Обычно высокий уровень познавательной активности Невербальное мышление относительно сохранно Критичны к себе ЗПР Неравномерность развития психических функций (преобладание эмоционально-волевых или интеллектуальных нарушений) Низкий уровень познавательной активности Невербальное мышление нарушено Недостаточно критичны к себе
Критерии дифференциальной диагностики Данные о предречевом развитии Динамика речевого развития Понимание речи, установление логических связей Состояние грамматического строя речи Запас общих представлений Состояние невербального мышления Степень обучаемости Критичность