Структура интеллектуального капитала Интеллектуальный капитал Человеческий капитал Организационный капитал Потребительский капитал Знания Навыки Творческие способности Моральные ценности Культура труда Техническое и программное обеспечение Патенты Товарные знаки Оргструктура Культура организации Связи с клиентами Информация о клиентах История взаимоотношений с клиентами Торговая марка (бренд)
Методы оценки интеллектуального капитала в целом Сопоставление рыночной стоимости акционерного капитала АК и текущей стоимости основных фондов СОФ ИК = АК СОФ Коэффициент Тобина q = Компания несёт убыток от использования интеллектуального капитала Компания недооценена Компания получает выгоду от использования интеллектуального капитала q < 1q > 1
Оценка человеческого капитала Критерий новизны Удельный вес новых видов продукции Социологическое исследование Капитализация заработной платы ЧК Проведение опроса Обработка и формализация данных Сравнение результатов с результатами предыдущих опросов
Оценка структурного капитала Оценка запасов знаний Определение ценности фондов Фонд способствует тому, что продукция предприятия имеет преимущество перед продукцией конкурента Фонд представляет ценность для других предприятий Цена организационного ресурса предприятия Методика Хаусела-Коневского Изменение информации и количество новой информации есть мера эффективности организационного ресурса предприятия Гипотеза: добавленная стоимость равна изменениям Стоимостная оценка фондов
Оценка потребительского капитала Определение периода прогнозирования (должен совпадать с циклом бизнеса) Статистическое исследование обслуживания постоянных клиентов и новичков Определение дохода от поддержания отношений с постоянными клиентами Расчет «стоимости» потребителя на прогнозируемый период Показатели приверженности клиентов Клиенты обращаются к услугам только своего предприятия Бизнес растёт за счёт постоянных клиентов Клиенты не восприимчивы к призывам конкурентов