«Интеграция общего и дополнительного образования в структуре Центра образования как условие развития культуры личности»
Проблема развития культуры личности в контексте Национальной образовательной инициативы «Наша новая Школа» Заместитель директора по НМР, кандидат педагогических наук Шульгина И.Б.
Критерии развития культуры личности: способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу этого отношения; творческий целетворящий характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего; вера в осуществимость намеченного; внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению сквозного общего смысла своей жизни.
Растущая личность выстраивает свой «жизненный путь», отстаивая уникальную индивидуальность, осознано утверждает личностную позицию в обществе, вступает в межличностные отношения. Весь механизм реализации своих потенций человек может осуществить на креативном уровне, проявляя универсальность, оригинальность и индивидуальность. С.Л. Рубенштейн
Личностная культура не формируется извне, но выстраивается изнутри, на основе внутреннего опыта самого человека. Совокупность ценностей, связанная с личностным способом бытия (достоинство человека, свободный выбор и ответственность за его последствия) – основа гуманистических инноваций в образовании. К.Роджерс
В структуре высших ценностей культуры важное место занимают: правда, красота, благо, единство и цельность, принятие себя и других, склонность к проблемному мышлению, альтруизм, толерантность, крупномасштабность жизненных целей и др. А.Маслоу
Развитие культуры личности должно быть основано на гуманистических признаках, суть которых заключается в признании абсолютной ценности человека, приоритета его прав на полноценную реализацию способностей и интересов.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 год); Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2009 год).
Одним из положений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является положение о целесообразности поддержки творческой среды, обеспечении возможности самореализации каждому учащемуся.
культуры индивидуального образования и дифференцированного подхода к обучению; культурного содержания и технологий развивающего, личностно-ориентированного обучения; культуры общения и предметных контактов учителя и ученика; педагогической (профессиональной) культуры самого педагога и индивидуальной культурной деятельности ребенка, в которой происходит его культурное самоопределение; сложившейся в обществе социально- педагогической культуры в целом и культурной среды школы.
оптимальная форма организации учебно- воспитательного процесса на базе центра образования обеспечит развитие культуры личности как ученика, так и учителя, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную творческую активность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с социальной средой.
обновление структуры и содержания образования на базе Центра образования; освоение педагогических технологий, способствующих развитию культуры личности; обеспечение интеграции Центра образования с социокультурной структурой района; формирование индивидуальных траекторий развития ученика и учителя на основе данных диагностики и целостного подхода к развитию личности.