Использование РНС при реализации кейс-технологии в образовательном процессе
Кейс – это учебный материал, в котором словесно, в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы
Ситуация – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения
Кейс-технология - педагогическая технология, основанная на моделировании ситуации или использовании реальной ситуации в целях анализа данного случая, выявления проблем, поиска альтернативных решений и принятия оптимального решения проблемы
Какова же процедура работы с кейсом ?
I ступень – введение в проблему В центре внимания находится осмысление проблемной ситуации. Цель этой ступени – краткое описание ситуации и представление сути проблемы, после этого начинается работа с основным материалом кейса
II ступень – сбор информации В центре внимания - работа с основным содержанием кейса. Учащиеся анализируют предоставленный фактический материал, если необходимо самостоятельно собирают дополнительную информацию
III ступень – рассмотрение альтернатив Цель этой ступени состоит в том, чтобы открыть учащимся разносторонние способы мышления и разъяснить им, что решения всегда принимаются на основе выбора из многих альтернатив. Здесь важно обратиться к творчеству учащихся, чтобы найти как можно больше альтернатив решения для исследования ситуации, а для этого нужно рассматривать проблему под разными углами зрения.
IV ступень – принятие решений Цель данной ступени – нахождение совместного решения проблемы внутри малой группы. Далее учащимся предлагается письменно зафиксировать факты и аргументы, которые оказали влияние на процесс принятия решения
V ступень – презентация решения Цель данной ступени – презентация решений проблемы каждой малой группы перед всем классом. Здесь может возникнуть оживленная дискуссия между учащимися класса и задача учителя состоит в том, чтобы регулировать ход дискуссии.
VI ступень – сравнительный анализ Цель данной ступени состоит в том, что учащиеся сравнивают найденные решения с решением, принятым в действительности. Сравнение дает возможность критически рассмотреть как ситуацию, так и принятое решение.
Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии: развитие аналитического, критического, творческого, ориентированного на применение, проблемосообразног о мышления; способность и готовность к оценке и принятию решения; гарантия более качественного усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов знаний; развитие социальных компетенций при работе в группе;
Практические рекомендации по разработке кейса:
Прежде чем приступить к созданию кейса, необходимо решить: каких целей Вы хотите достичь с помощью кейс-технологии; каковы должны быть основные проблемы в предлагаемой учащимся ситуации; от чьего лица будет описываться ситуация; какая информация Вам понадобится для составления кейса, и как Вы будете ее добывать;
какова специфика дисциплины, в рамках которой планируется работа с кейсом (соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям изучаемой дисциплины, какие темы учебной дисциплины используются в рамках кейса, уровень осведомленности учащихся в той области, которая составляет проблемное поле кейса);
особенности учащихся, с которыми Вы планируете работу с кейсом; составить подробный план работы с кейсом и временной регламент;
Спасибо за внимание!!! Спасибо за внимание!!!