Комиссия по контролю качества
Slide 2 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Содержание 1. Итоги деятельности Комиссии по контролю качества за 2008 год 2. ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях 3. Проект закона по аудиту
Slide 3 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Итоги деятельности Комиссии по контролю качества за 2008 год Основные задачи на 2008 год: Заключение договоров с территориальными ИПБ (ТИПБ) и согласование планов по проведению проверок; Проведение проверок по контролю качества деятельности аудиторов и аудиторских организаций; Организация и проведение семинаров по подготовке контролеров качества деятельности аудиторских организаций; Осуществление работы в соответствии с Action Plan, согласованным с IFAC; Изучение зарубежного опыта организации контроля качества аудиторской деятельности; Обновление информации на сайте ИПБ.
Slide 4 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год В течение 2008 года заключено 34 договора (2007 г.: 15 договоров) с ТИПБ на оказание услуг по организации проведения проверок контроля качества. Комиссией по контролю качества было запланировано провести в 2008 году 150 проверок (2007 г.: 46 проверок) контроля качества. Итоги деятельности Комиссии по контролю качества за 2008 год
Slide 5 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год В течение 9 месяцев 2008 года проведено 78 проверок контроля качества, из них: 30 проверок проведено московским ТИПБ (включая проверки двух компаний большой шестерки); 15 проверок проведено северо-западным ТИПБ; 6 проверок проведено иркутским ТИПБ в том числе 2 внеплановые проверки по поручению Минфина. По состоянию на 1 декабря 2008 проведены еще 32 проверки контроля качества. Итоги деятельности Комиссии по контролю качества за 2008 год
Slide 6 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Основные замечания, выявленные по результатам проверок: Отсутствуют подтверждающие документы о проверке на независимость; Не документируется порядок принятия нового клиента и продолжения предоставления услуг существующим клиентам; Документирование аудиторской проверки осуществлялось не полностью (частично); Документально не оформляются программы аудита; Не проводится внутрифирменное обучение (семинары) сотрудников. Отсутствует политика фирмы в области образования и обучения персонала; Отсутствует документирование оценки системы внутреннего контроля. Итоги деятельности Комиссии по контролю качества за 2008 год
Slide 7 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год В течение года проведены 2 семинара по подготовке контролеров качества деятельности аудиторских организаций. 2 семинара по Федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Изучен зарубежный опыт организации контроля качества аудиторской деятельности. Проведен сравнительный анализ международного стандарта по контролю качества ISQC 1 и российских стандартов ФПСАД 7 и 34. Итоги деятельности Комиссии по контролю качества за 2008 год
Slide 8 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях Постановлением 557 от 22 июля 2008 г. Правительство Российской Федерации утвердило изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 696 от 23 сентября 2002 г. Действующая редакция дополнена, в том числе, правилом (стандартом) 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях». Таким образом российские правила (стандарты) по контролю качества аудиторской деятельности приведены в соответствие требованиями международного стандарта контроля качества ISQC 1.
Slide 9 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Система контроля качества должна устанавливать принципы и процедуры в отношении каждого из следующих элементов: а) обязанности руководства аудиторской организации по обеспечению качества услуг, оказываемых аудиторской организацией; б) этические требования; в) принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества; г) кадровая работа; д) выполнение задания; е) мониторинг. ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 10 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Новые определения "проверка качества выполнения задания" - процесс, призванный до выдачи отчета по результатам выполнения задания объективно оценить существенные суждения, принятые аудиторской группой, и выводы, к которым она пришла при подготовке отчета; "общественно значимый хозяйствующий субъект" - хозяйствующий субъект, в коммерческую деятельность которого прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц "разумная уверенность" - высокая, но не абсолютная степень уверенности; ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 11 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Ответственность руководства аудиторской организации за систему контроля качества услуг. Принципы и процедуры контроля качества услуг должны быть документально оформлены и доведены до сведения каждого работника аудиторской организации. Каждый работник несет персональную ответственность за качество услуг и обязан соблюдать установленные принципы и процедуры. качества услуг. Лицо, которое руководство аудиторской организации назначает ответственным за функционирование системы контроля качества, должно обладать достаточным надлежащим опытом и профессиональной компетентностью, а также необходимыми полномочиями для выполнения своих функций ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 12 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Этические требования включают нормы, установленные Кодексом этики аудиторов России, и базируются на этических принципах, предусмотренных федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 1. В части содержания требований к независимости аудиторов и аудиторских организаций требования не изменились. Соблюдать независимость должны: аудиторская организация, ее работники и иные лица (включая экспертов, привлеченных к работе по договору, а также работников сетевой организации). ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 13 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Кадровая работа Элементы кадровой работы: а) найм работников; б) оценка результатов выполнения работы; в) профессиональные навыки работников; г) профессиональная компетентность; д) профессиональное развитие; е) повышение в должности; ж) оплата труда; з) оценка нужд работников. ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 14 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Консультирование Для консультирования могут привлекаться: (а) другие профессиональные аудиторские или бухгалтерские фирмы. (б) профессиональные объединения или регулирующие органы или (в) иные организации, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Во внутренних политиках и процедурах должны бать определены правила разрешения проблем, связанных с различием во мнениях внутри рабочих групп, между руководителями заданий и участниками рабочей группы, между рабочей группой и привлеченными консультантами. ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 15 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Проведения обзорных проверок качества выполнения определенных видов заданий включает: обсуждение с руководителем аудиторской проверки или иного задания. обзор финансовой (бухгалтерской) отчетности или иной предметной информации. а также анализ аудиторского заключения или иного отчета. Обзорная проверка качества выполнения задания не снижает ответственности руководителя аудиторской проверки или иного задания. ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 16 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Мониторинг Общие требования к принципам и процедурам мониторинга эффективности процедур внутреннего контроля качества не содержат существенных различий. Детали, касающиеся содержания процедур мониторинга эффективности систем контроля качества, формирования графиков проведения мониторинга, документирования процедур мониторинга и доведения результатов мониторинга эффективности систем контроля качества до сведения работников аудиторской фирмы, участвовавших в выполнении аудиторских заданий, в отношении которых проводился мониторинг теперь рассмотрены более подробно. ФПСАД 34 Контроль качества услуг в аудиторских организациях
Slide 17 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Проект закона «Об аудиторской деятельности» устанавливает новые требования: к внешнему контролю качества к внутреннему контролю качества Проект закона по аудиту
Slide 18 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Проект закона по аудиту Контроль качества (внешний) Утвержденные правила осуществления внешнего контроля качества – условия получения статуса саморегулируемой организации (СРО) Внешний контроль качества осуществляется СРО и уполномоченным федеральным органом (Минфин) Участие в осуществлении внешнего контроля СРО – обязанность каждого аудитора и каждой аудиторской организации
Slide 19 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Контроль качества (внешний) Все аудиторские организации – контроль СРО, в которой получено членство (плановая проверка - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год) Аудиторские организации, проводящие обязательный аудит организаций с участием государства, государственных и муниципальных унитарных предприятий – ДОПОЛНИТЕЛЬНО: контроль уполномоченного федерального органа (Минфин) (плановая проверка - не чаще одного раза в два года) ВОЗМОЖНЫ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ Проект закона по аудиту
Slide 20 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Контроль качества (внутренний) Наличие утвержденных правил осуществления внутреннего контроля качества – обязательное условие для получения организацией статуса «аудиторская» Требования к организации внутреннего контроля качества устанавливаются федеральными стандартами аудиторской деятельности Проект закона по аудиту
Slide 21 Отчет Комиссии по контролю качества за 2008 год Вопросы