-на уровне лексики и фразеологии -на грамматическом уровне -на стилистическом уровне -на интонационном уровне -на уровне орфоэпии -на организационно- коммуникативном уровне
Нормы речевого этикета Активная и пассивная языковая практика Высокий уровень культуры речи
- способствует установлению контакта между собеседниками; - привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников; - позволяет засвидетельствовать уважение; - помогает определить статус происходящего общения (дружеский, деловой, официальный и пр.); - формирует благоприятную эмоциональную обстановку для общения и оказывает положительное воздействие на слушателя (читателя).
- возраст; - образование и воспитание; - пол; - принадлежность к профессиональным группам.
- начальником – подчиненному; -представителем следственных органов – подозреваемому; - одним приятелем другому; -одним собеседником другому в ходе светского разговора «ни о чем».
- не несущие специфической этикетной нагрузки (дублирующие или заменяющие собой сегменты речи – указующие, выражающие согласие и отрицание, эмоции и пр.); - требуемые этикетными правилами (поклоны, рукопожатия и пр.); - имеющие инвективное, оскорбительное значение.
Обещание награды за уступку. Угроза наказания. Позитивная экспертиза ( «Смотри как будет хорошо, если уступишь»). Негативная экспертиза («Вот как будет плохо, если не уступишь»). Изображение дружеского расположения («Я тебе советую как друг»). Аванс до уступки в виде какого-то вознаграждения. Применение наказания до уступки. Призыв к долгу ( «Ты должен сделать это потому, что мы тебе когда- то помогли»). Обращение к морали ( «Это будет высоконравственный поступок с твоей стороны»). Приписывание положительных эмоций ( «Тебе будет очень хорошо, если сделаешь»). Приписывание негативных эмоций ( «Ты будешь скверно себя чувствовать, если не сделаешь»). Положительный пример ( «Так делали хорошие люди» ). Негативный пример («Смотри, что стало с теми, кто не уступил»). Призыв к альтруизму ( «Ну что тебе стоит сделать доброе дело»). Показ уважения ( «Тебя будут уважать за это»). Показ неуважения ( «От тебя все отвернутся»).
Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Специальные двигательные действия Упражнения на расслабление и последующее напряжение различных групп скелетных мышц. Дыхательные упражнения, выполняемые с различным ритмом, с различным соотношением продолжительности вдоха, выдоха и паузы между ними в зависимости от их назначений Воздействие второсигнальных раздражителей Развитие произвольного внимания, а также преднамеренное изменение направленности и содержания представлений и мыслей Активизация чувства уверенности
При обычном внутригородском общении временной регламент делового телефонного разговора ограничивается продолжительностью: - информативной беседы - 1 мин - 1 мин 15 с; - беседы, целью которой является решение проблемы - 3 мин.
ПРИ ЭТОМ СООТВЕТСТВЕННО ВЫДЕЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЧАСТИ: Информативная беседа 1. Взаимное представление с. 2. Введение собеседника в курс дела с. 3. Заключительные слова и слова прощания с. Долгие переговоры с целью принятия решения 1. Взаимное представление с. 2. Введение собеседника в курс дела с. 3. Обсуждение ситуации с. 4. Заключительные слова и слова прощания с.
Мне нужно (необходимо) Я должен (должна) Вы не могли бы меня… Я звоню вот по какому делу… У меня вот какой вопрос… Я вам звоню Меня просили проинформировать вас… поставить в известность… обсудить с вами вот что… сообщить вам… объяснить вам… проконсультировать…? по просьбе… по рекомендации… с вами связаться по вопросу…
- уточнение Как я вас понял… - перефразирование Как я понимаю, вы утверждаете… Другими словами, вы считаете… Если я вас правильно понял, вы говорите… По моим предположениям… По нашим сведениям… - авторизация По данным статуправления… По имеющимся у нас данным… Как нам стало известно из авторитетных источников…
Вы не могли бы повторить… Простите, я не расслышал… Вы меня слышите? Вы поняли мое сообщение? Вы меня не так (не совсем верно, неправильно) поняли…
Одну минуточку, мне хотелось бы уточнить… Простите, у меня есть свои соображения по этому поводу… Извините, я закончу свою мысль… Мне хотелось только уточнить одну деталь…
ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПРИНИМАЮЩИЙ - Кажется, все обсудили (обговорили). - Вот, пожалуй, и все. - Вот и все. - Договорились? - Обо всем договорились? - Вы удовлетворены? - Что-нибудь еще? - Больше никаких уточнений и дополнений не будет? -Вы что-то еще хотите сказать? - Все? У вас все ко мне? - Вы закончили? - По этому вопросу, кажется, все? - Еще что-нибудь? - Да, пожалуй. - Да-да, конечно! - Кажется, ничего. - Нет. - Нет, что вы!
ВЫЗЫВАЮЩИЙ ПРИНИМАЮЩИЙ До завтра. До встречи. Жду вашего звонка. Всего вам доброго. До свидания. Всего доброго. Обязательно позвоню. Всего хорошего.
- постоянные просьбы, вызванные разными причинами: - фразы благодарности - извинения - пожелания в конце беседы - ответы на просьбы: - ответы на слова благодарности: - ответы на извинения: - ответные пожелания:
МАСТЕРСТВО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Выделите главную идею вашей речи. Выделите подзаголовки, разделив вашу идею на несколько составных частей. Определите ключевые слова, которые вы повторите несколько раз, чтобы присутствующие лучше запомнили, о чем вы им рассказываете. Тщательно продумайте план и структуру будущей речи. Она должна включать введение, основную часть и выводы (окончание).
Ошибка 1: Несоответствие Ошибка 2: Оправдания Ошибка 3: Извинения Ошибка 4: Глаза и брови Ошибка 5: Подбор слов Ошибка 6: Отсутствие юмора Ошибка 7: Всезнайство Ошибка 8: Суетливость Ошибка 9: Монотонность Ошибка 10: Отсутствие пауз
Правильное произношение звуков; Правильная постановка ударения; Благозвучие речи.
Употребление нескольких согласных подряд (более 4х): «тлз», «джр», «врж», «мгртч» и др. (Битлз, Мгртчан, и т.д.); Повтор одинаковых или близких по звучанию звуков. В этом случае возникает нежелательный эффект рычания, свистения, шипения и т.д.
Имя собственное (произнесение вслух имени собеседника); Зеркало отношений (как относятся к нам, так и мы); Комплимент (небольшое преувеличение достоинств человека).