Дзэн Буддизм Анисимова Ксения Ст.гр. АФ08-13
Дзэн буддизм. _____________ Введение Дзэн (дзен), одна из важнейших школ китайского и всего восточно- азиатского буддизма, сформировав- шаяся в Китае под большим влияни- ем даосизма. В более узком смысле дзэн иногда рассматривается как одна из влияте- льных школ буддизма в Японии, имеющая свою национальную специ- фику и пришедшая из Китая в конце XII века. Кроме того, под дзэн понимают практику дзэнских школ, также обозначаемую понятием «дхьяна» и являющуюся наиболее важной частью буддийской практики.
Наибольшее распространение дзэн буддизм получил: В Китае – чань ( ) В Японии - дзэн( ) В Корее – сон ( ) Во Вьетнаме – тхиен (Thin) Научное (официальное) название дзэнской традиции Сердце Будды (Буддха-хридайя). Сердце Будды соответствует буддийскому понятию махакаруны, означающему любовь и великое сострадание. Японское написание дзэн буддизма
Основной целью дзэн является проникновение в истинную природу ума. Исследователи учения, практиковавшие дзэнскую медитацию, указывают, что сутью учения является «невыразимое», которое невозможно объяснить теоретически или изучить как священную доктрину. Энсо - символ дзэн буддизма.
Сущность дзэн не зависит от методов, которые являются лишь вспомогательными средствами. Она может быть определена лишь опытом человека, созерцающего свою природу. Дзэн также использует медитации, но в понимании, отличном от понимания других буддийских школ. Те использовали медитацию в качестве инструмента прекращения психической деятельности и очищения сознания, дзэн же рассматривает медитацию как метод контактирования с реальностью. Данное различие послужило причиной малой популярности Бодхидхармы среди других буддистов Китая в VVI веках, а также стало одной из причин расхождения между северной и южной чань-школами в Китае.
Медитативная практика может проявляться в самых разных областях. Так в Японии практика дзэн в прошлом и настоящем включает в себя: боевые искусства, живопись, поэзию, архитектуру, аранжировку цветов, театр масок, чайную церемонию, каллиграфию искусство разбивки садов.
Весь творческий процесс отличается характерной для дзэн простотой, естественностью и гармонией. Такая практика стала причиной того, что из всех школ буддизма дзэн оказал наибольшее влияние на развитие искусств. Любое увлечение, согласно дзэн, может стать способом постижения своей истинной природы. Дзэн-буддисты считают, что в любом человеке уже живёт художник, не обязательно мастер живописи или поэзии, а просто «художник жизни».
Сатори сущность дзэна, и без него дзэн это не дзэн. Поэтому все пути (упая), практические и теоретические, направлены к достижению сатори. Сатори это озарение, подобное вспышке молнии, внезапное пробуждение, просветление.
Дзэн различает два вида сатори: малое сатори, открывающее истинную природу вещей только на короткое время, и большое сатори, являющееся синонимом просветления. Согласно дзэн, каждый человек обладает при- родой будды и задача практика заключается в реализации этой природы, в открытии неразрыв- ного единства «я» и внешнего мира. Согласно дзэн, любой человек может увидеть природу Будды в себе.
Из-за «закрытости» Японии европейцы смогли познакомиться с культурой страны только в середине XIX века, но первое научное знакомство Запада с дзэн относится к 1913 году, когда была издана книга- исследование Кайтэна Нукарии «Религия самураев», но она не получила какой-либо известности, заинтересовав лишь специалистов. Следующий этап распространения дзэн на Западе связан с выходом книг профессора Д. Т. Судзуки( ), которые сильно повлияли на возрастание популярности дзэн, особенно среди интеллигенции.
Японский храм, независимо от того, синтоистский он или буддийский, - это не отдельное здание, как привычно думать, а целая система специальных культовых сооружений, подобно старинным русским монастырским ансамблям. Японский храм монастырь состоял первоначально из семи элементов - семи храмов: 1) Внешние ворота (самон) 2) Главный, или золотой храм (кондо) 3) Храм для проповеди (кодо) 4) Барабанная или колокольная башня (коро или серо) 5) Библиотека (кёдзо) 6) Сокровищница (сёсоин) 7) Многоярусная пагода. Дзэнбуддизм._____________ Храмовая архитектура. Историческая справка.
Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса. Гинкаку-дзи (яп. Серебряный павильон). Киото, Япония. Дата постройки г.
Павильон («Сяридэн») был построен в 1397 как вилла для отдыха сёгуна Асикага Ёсимицу, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Его сын переоборудовал сооружение в дзэновский храм школы риндзай. Храм несколько раз горел во время онинской войны. Весь павильон (кроме нижнего этажа) покрыт листьями чистого золота. Павильон используется как сяридэн хранилище реликвий Будды. На крыше павильона китайский феникс. (яп. Кинкакудзи, Золотой павильон) один из храмов в комплексе Рокуон-дзи ( Храм оленьего сада) в Киото, Япония. Дата постройки г. Золотой павильон
Первый этаж Кинкакудзи представляет собой своего рода приемный зал. Он окружен верандой, почти выступающей над прудом. Второй этаж немногим отличается от первого, но его интерьер украшен богатой живописью, поскольку на этом этаже размещался зал музыки и поэзии. (яп. Кинкакудзи, Золотой павильон) вид на павильон ночью. Золотой павильон
Третий этаж, отделенный от первых двух выносом крыши, отличается большими арочными проемами окон, близкими к буддийской храмовой архитектуре XIV в. Он предназначался для религиозных церемоний и снаружи и внутри покрыт золотыми листьями на лаковом фоне, за что и получил название Золотой павильон. Чётырёхскатная крыша, выполненная в стиле «хоге-дзукури» и покрытая корой кипариса, украшена фигурой китайского феникса из позолоченной меди. (яп. Кинкакудзи, Золотой павильон) китайский феникс на крыше павильона.. Золотой павильон
Храм не дошёл в оригинальном виде до наших дней, так как многие его сооружения были уничтожены пожарами. Рёан-дзи всемирно знаменит своим садом камней. Сухой сад (яп., карэсансуй) или сад камней построен, как считается в 1499 году мастером Соами Подобные сады характерны для многих дзэн – буддийских храмов Японии Рёан-дзи (яп. ) «храм покоящегося дракона». Киото, Япония. Дата постройки г. Храм покоящегося дракона
С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления». Сад является частью храмо- вого комплекса, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать только находясь на веранде храма. Сад камней в храмовом комплексе Рёан-дзи (яп. ) Киото, Япония. Храм покоящегося дракона
Современная архитектура дзенских храмов может быть выполнена либо полностью в историческом стиле, либо в современном стиле японского минимализма с сохранением самой сути дзенского храма. Что все чаще наблюдается в новых храмовых постройках японских архитекторов. Дзэнбуддизм._____________ Современные архитектура.
Wonkwangsa International Zen Temple Международный Храм Дзэн Wonkwangsa (китайский язык:, корейский язык:, английский язык: Temple of Original Light) Храм дзэнской корейской традиции и монастырь, расположенный в Búbánatvölgy, долине около Эстергом, Венгрия.
Сбор средств для проекта началась в 2005 году. Значительная часть пожертвований была от буддийских храмов и мирян из Кореи. Строительство храма началось в ноябре 2006 года с Церемонии Подъема Основного луча Зала Дзэн. В 2010 году зал был закончен. После чего стали строить новый зал – зал Будды. Дзен Зал построен в традиционном корейском архитектурном стиле. Wonkwangsa является единственным архитектурно традиционный корейский храм в Европе.
Wonkwangsa храм также имеет прочные связи с орденом Jogye Корейского буддизма. В храмеWonkwangsa проводятся брачные церемонии, 49- дневные церемонии поминания, похороны и обряды заповедей (обычно проводится в конце отступление) и других церемоний по просьбе мирян.
Время от времени храм проводит не буддийские мероприятия, такие, как йога и оздоровительные выходные. Каждый год в конце зимы есть выходные, когда члены Кван Ум школы, а также практики из других буддийских традиций (Soto, тибетские буддисты), так же просто те, кто заинтересован в дзэн, могут встретить учителей и других членов сангхи.
White Temple. А Memorial to Maternal Ancestry by Takashi Yamaguchi & Associates Белый храм. Мемориальный зал предков по материнской линии. Местонахождение: Киото, Япония Материал: Железобетон Площадь участка: м2 Архитектурный площадь: 74 m2 Общая площадь: 74 m2 Завершен: сентябрь 2000 года
Храм расположен на северо-западе Киото, примерно в двух часах езды от центра города в живописном месте, которое является природным парком. Здание располагается рядом с озером, окруженным горами.
Это здание – сакраль- ное пространство, которое создано для того, чтобы чтить пред- ков по материнской линии. (В Японии общепринято молиться только предкам по мужской линии) Буддистские таблички, с надписанными именами этих предков, сохранены здесь, так, чтобы священник мог следить за ними.
В интерьере все организовано таким образом, что создается ощущение плода в жидкости в утробе матери. В таком простран- стве, люди могли бы вспомнить об их отношениях с матерью и поблагодарить за подаренную жизнь. Свет внутри здания становится светлее или темнее, в зависи- мости от света неба. Создается ощущение, словно пространство дышит. С изменением интенсивности света, кажется, что прос- транство то расширяется, то сужается. Геометрическое поло- жение пространства и размер фиксированы, но видимый размер резко изменяется визуально, когда меняется естественный свет неба. Таким образом, внутреннее пространство получает связь с небом.
Самый важный свет попадает на статую Будды из-за алтаря белой плиты, в которую помещены мемориальные таблички. Свет как бы становится золотым ореолом вокруг статуи. Это дает ощущение божественного присутствия. В лучезарном свете, Будда наблюдает своим сострадательным взглядом за посетителями.
Днем, здание выступает отдельным объемом. Ночью, оно теряет свою форму и скрывается в темноте. Виден только интерьер. Здание мемориального зала реагирует на внешнее окружение – динамичный рельеф. Создается ощущение присутствия рядом с природой, давая новое ощущение от созерцания гор и озера.
Choraku-ji Temple Zen Meditation Hall Медитационный зал Дзэн Храма Choraku-ji Местонахождение: Фукусима, Япония Материал: Железобетон Архитектурный площадь: 74 m2 Общая площадь: 74 m2 Завершен: 2010 год
Дзэн Храм Choraku-ji, школы Дзэн Soto, с четырехсотлетней историей расположен в пригороде Фукусимы. Новое видение выражения традиции, вылилось в современ- ный медитационный зал Дзэн в гармонии с существующим главным залом храма и пейзажем территории храма.
Объем второго этажа - коробчатая форма, которая включает zazen зал, Второй этаж имеет консоль, создавая таким образом открытое пространство зала первого этажа, который окружает растительность. Благодаря освещению кажется, словно крыша парит над объемом зала. Даже при том, что второй этаж zazen зал является закрытым пространством, ветер с листвой проникает через высокие бортовые огни и вентиляцию.
С момента возникновения и до сегодняшнего времени Дзэн получил распространение не только в Азии, но и на Западе. Особенно, среди интеллигенции. Архитектура Дзэн- буддийских храмов в наше время либо повторяет исторический стиль, либо (что характерно для Японии), выполняется в стиле японского минимализма. Дзэн буддизм. _____________ Заключение