Л АВРОВ П.Л, М ИХАЙЛОВСКИЙ Н.К И ИХ ВКЛАД В СОЦИОЛОГИЮ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русский социолог и публицист Петр Лаврович Лавров Выполнила: Студентка ДВФУ Группы с10403, Иванова Юлия.
Advertisements

Развитие социологии в России.. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Р усская социологическая мысль Работа выполнена студентом 1-го курса Длугоборским Александром.
Владимир Галактионович Короленко (1854 – 1921 г.г.) русский писатель украинского происхождения, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший.
Лев Николаевич Толстой стал свидетелем следующих исторических событий Дата Историческое событие 1837 Год смерти А.С.Пушкина Год смерти А.С.Пушкина 1841.
Сорокин Питирим Александрович Сорокин Питирим Александрович (1889 – 1968) Родился 23 января 1889 года в селе Турья, (ныне Княжпогостский район, Республика.
Выполнила студентка группы СДО -14 Бушаева Елена.
Революционное народничество Новый материал. § Революционное народничество Рост революционного движения Причины П.Н. Ткачев Народнические организации.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Антон Павлович Чехов ( ) 155-летию писателя посвящается.
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города москвы «медицинский колледж 4 департамента здравоохранения.
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Революционное народничество второй половины 60-х – начала 80-х гг. XIX в. 1. Народнические организации второй половины 60-х, начала 70-х годов: цели и.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Развитие экономической науки (1860-е – 1910-е годы) 12 сентября 2012.
Общественная мысль в е Революционеры. 1. Истоки народничества Т.н. «общинный социализм» Основная идея: Россия придет к социализму, минуя капитализм,
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Жизнь и деятельность Карла Маркса. Работу выполнила ученица 11 «Б» класса МОУ СОШ 36 Ивашкина Татьяна. Учитель истории: Салтыкова Н.М. Учитель истории:
Плеханов Георгий Валентинович г.г.. Георгий Валентинович Плеханов Родился в селе Гудаловка Тамбовской губернии теоретик и пропагандист марксизма,
Транксрипт:

Л АВРОВ П.Л, М ИХАЙЛОВСКИЙ Н.К И ИХ ВКЛАД В СОЦИОЛОГИЮ.

С ОДЕРЖАНИЕ. Биография П.Л. Лаврова и Н. К. Михайловского Субъективное направление в русской социологии Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского Список использованной литературы

П ЕТР Л АВРОВИЧ Л АВРОВ ( )

Философ, социлолог, историк, литературный критик и известный революционный деятель. После окончания артиллерийской академии некоторое время был преподавателем в военных учебных заведениях. В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, и в январе 1867 приговорен к ссылке в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение «Исторические письма» В 1870 году при помощи Г. А. Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли».

О СНОВНЫЕ РАБОТЫ. Основные социологические работы, написанные Лавровым, Исторические письма (1870), Формула прогресса Михайловского (1870), Социологи позитивисты (1872), Знание и революции (1874), Кому принадлежит будущее (1874), Введение в историю мысли (1874), О методе в социологии (1874), Государственный элемент в будущем обществе (1876), Противники истории (1800), Теория и практика прогресса (1881), Социальная революция и задачи нравственности (1884), Задачи понимания истории (1898), Опыты истории мысли Нового времени (1894, 1 т.) и Важнейшие моменты в истории мысли (1903).

Н ИКОЛАЙ К ОНСТАНТИНОВИЧ М ИХАЙЛОВСКИЙ ( )

Русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина). С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского.Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко).

О СНОВНЫЕ ТРУДЫ. Наиболее крупные работы и статьи Михайловского Что такое прогресс? (1869), Аналогический метод в общественной науке (1869), Орган, неделимое, общество (1870), Теория Дарвина и общественная наука (1870), Философия истории Луи Блана (1871), Что такое счастье? (1872), Идеализм, идолопоклонничество и реализм (1873).Борьба за индивидуальность (1875), Вольница и подвижники (1877), Герои и толпа (1882), Научные письма. К вопросу о героях и толпе (1884), Патологическая магия (1887), Еще о героях (1891), Еще о толпе (1893).

С УБЪЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции. Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.

С ОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П. Л АВРОВА И Н. М ИХАЙЛОВСКОГО Видные русские мыслители Петр Лавров ( ) и Николай Михайловский ( ) получили широкую известность как теоретики «субъективного метода» в социологии, который всесторонне разработан в их многочисленных трудах. Их объединяла концепция социальной активности личности, вера в ведущую роль идеала в прогрессивном развитии общества.

Суть указанного метода П. Лавров раскрывает так : «... волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е., усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью.» Основную задачу П. Лавров и Н. Михайловский усматривали в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как они писали, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по их мнению, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития

В своих трудах П. Лавров и Н. Михайловский поставили и по-своему решали целый ряд фундаментальных проблем социальной философии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, о роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Основным двигателем истории они считали критически мыслящих личностей, составляющих передовой слой интеллигенции. « Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть... главный и единственный агент прогресса в человечестве », писал П. Лавров Много внимания уделяли П. Лавров и Н. Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. Целью общества является предоставление каждой личности условий для ее всестороннего развития, наиболее полного проявления ее творческого потенциала. Важное значение имеет решение проблемы диалектики взаимодействия прогресса общества и прогресса личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого, подчеркивал Михайловский. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для развития всех личностей. В этом заключается критерий общественного прогресса, что является справедливым и нравственным. Такова «формула прогресса» Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лавровым.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VAJA_DAVNOST.html VAJA_DAVNOST.html олай_Константинович олай_Константинович ович