Л АВРОВ П.Л, М ИХАЙЛОВСКИЙ Н.К И ИХ ВКЛАД В СОЦИОЛОГИЮ.
С ОДЕРЖАНИЕ. Биография П.Л. Лаврова и Н. К. Михайловского Субъективное направление в русской социологии Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н. Михайловского Список использованной литературы
П ЕТР Л АВРОВИЧ Л АВРОВ ( )
Философ, социлолог, историк, литературный критик и известный революционный деятель. После окончания артиллерийской академии некоторое время был преподавателем в военных учебных заведениях. В 1860 году вышла в свет его первая книга «Очерки вопросов практической философии». В 1860-х гг. принимал деятельное участие в литературе и общественной работе и в студенческом движении, сблизился с Н. Г. Чернышевским, входил в состав первой «Земли и воли». После покушения Д. В. Каракозова на Александра II был арестован, и в январе 1867 приговорен к ссылке в Вологодскую губернию. В ссылке Лавровым было написано самое известное его произведение «Исторические письма» В 1870 году при помощи Г. А. Лопатина бежал в Париж, где связался с западноевропейским рабочим движением и вступил в I Интернационал Последние годы жизни Лавров, не порывая связей с революционным движением посвятил написанию теоретических трудов по истории человеческой мысли: «Задачи понимания истории» и «Важнейшие моменты в истории мысли».
О СНОВНЫЕ РАБОТЫ. Основные социологические работы, написанные Лавровым, Исторические письма (1870), Формула прогресса Михайловского (1870), Социологи позитивисты (1872), Знание и революции (1874), Кому принадлежит будущее (1874), Введение в историю мысли (1874), О методе в социологии (1874), Государственный элемент в будущем обществе (1876), Противники истории (1800), Теория и практика прогресса (1881), Социальная революция и задачи нравственности (1884), Задачи понимания истории (1898), Опыты истории мысли Нового времени (1894, 1 т.) и Важнейшие моменты в истории мысли (1903).
Н ИКОЛАЙ К ОНСТАНТИНОВИЧ М ИХАЙЛОВСКИЙ ( )
Русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Литературную деятельность начал в 1860 в журнале «Рассвет» под редакцией В. А. Кремпина). С 1868 участвовал в журнале «Отечественные записки». В 1879 сблизился с организацией «Народная воля», его первая встреча с руководителями партии состоялась в библиотеке П. В. Засодимского.Михайловский публиковал статьи в газете «Народная воля». После закрытия «Отечественных записок» (1884) сотрудничал в журнале «Северный вестник» и «Русская мысль», в газете «Русские ведомости». Высылался из Петербурга (1882, 1891) за связи с революционными организациями. С 1892 один из редакторов журнала «Русское богатство» (совместно с В. Г. Короленко).
О СНОВНЫЕ ТРУДЫ. Наиболее крупные работы и статьи Михайловского Что такое прогресс? (1869), Аналогический метод в общественной науке (1869), Орган, неделимое, общество (1870), Теория Дарвина и общественная наука (1870), Философия истории Луи Блана (1871), Что такое счастье? (1872), Идеализм, идолопоклонничество и реализм (1873).Борьба за индивидуальность (1875), Вольница и подвижники (1877), Герои и толпа (1882), Научные письма. К вопросу о героях и толпе (1884), Патологическая магия (1887), Еще о героях (1891), Еще о толпе (1893).
С УБЪЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции. Субъективная социология была своеобразным ответом: на волнующий в конце 60-х - начале 70-х годов демократически настроенных людей вопрос о том, что необходимо; сделать, чтобы изменять «народную долю». Разработка учения об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития находились в центре внимания субъективной социологии. Уделялось внимание и разработке теории общественного прогресса. Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным.
С ОЦИАЛЬНО - ФИЛОСОФСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ П. Л АВРОВА И Н. М ИХАЙЛОВСКОГО Видные русские мыслители Петр Лавров ( ) и Николай Михайловский ( ) получили широкую известность как теоретики «субъективного метода» в социологии, который всесторонне разработан в их многочисленных трудах. Их объединяла концепция социальной активности личности, вера в ведущую роль идеала в прогрессивном развитии общества.
Суть указанного метода П. Лавров раскрывает так : «... волей или неволей приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т.е., усвоив тот или иной нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу, и на первый план истории выставить по важности те факты, в которых это содействие или противодействие выразилось с наибольшей яркостью.» Основную задачу П. Лавров и Н. Михайловский усматривали в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу «солидарных», как они писали, действий людей, направляемых их общими интересами. Социология, по их мнению, изучает и группирует повторяющиеся факты солидарности между людьми и стремится открыть законы их солидарных действий. Она ставит себе теоретическую цель: понять формы солидарности, а также условия ее упрочения и ослабления при разном уровне развития людей и форм их общежития
В своих трудах П. Лавров и Н. Михайловский поставили и по-своему решали целый ряд фундаментальных проблем социальной философии, в том числе о движущих факторах исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, о роли личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Основным двигателем истории они считали критически мыслящих личностей, составляющих передовой слой интеллигенции. « Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение есть... главный и единственный агент прогресса в человечестве », писал П. Лавров Много внимания уделяли П. Лавров и Н. Михайловский решению проблемы взаимодействия личности и общества. Целью общества является предоставление каждой личности условий для ее всестороннего развития, наиболее полного проявления ее творческого потенциала. Важное значение имеет решение проблемы диалектики взаимодействия прогресса общества и прогресса личности. Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого, подчеркивал Михайловский. Важно, чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для развития всех личностей. В этом заключается критерий общественного прогресса, что является справедливым и нравственным. Такова «формула прогресса» Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лавровым.
С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ VAJA_DAVNOST.html VAJA_DAVNOST.html олай_Константинович олай_Константинович ович