1817 – 1875 гг.
А.К. Толстой в юности. Художник К. Брюллов А.К. Толстой. Художник М. Решетнев. 2002
Красота – важнейшая категория в мире Толстого Невозможность эстетизации зла Мотивы воли, удали, «влечение в беспредельное, вширь и ввысь» Любовь, как и творчество, преображает человека и мир, приобщает героя к гармонии мира.
Софья Андреевна Миллер
Стремление к идеалу, постоянное чувство его присутствия в мире. Мотив воспоминания; мотивы запустения, разрушения и упадка усадебной жизни. Мотив разрушения осложняется традиционной темой гибели цивилизаций.
Не признавал противопоставления России и Европы Русская история – ряд катастроф (удельная междоусобица, татаро-монгольское иго, царствование Ивана Грозного) Поэтическая и аристократическая старина противостоит плебейской, казарменной, умственно и нравственно неполноценной новизне Нигилизм – воплощение умственного деспотизма. Нигилизм «вовсе не дрянность, он глубокая язва. Отрицание религии, семейства, государства, собственности, искусства – это не только нечистота, - это чума, по крайней мере, по моему убеждению»
Насколько «противник нигилизма схватит смешную сторону этой язвы настолько он отымает у неё силы». Способность комически писать о серьёзных вещах Гротеск
В. М. Жемчужников, А. К. Толстой, А. М. Жемчужников.