Классификация отклонений в развитии
В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но наиболее удобной для психологического анализа считают классификацию, предложенную В.В. Лебединским, выделившим шесть основных вариантов психического дизонтогенеза. Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации - как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания - что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития - изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии - диспропорциональности развития. Введение
Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому, 1985) 1.Недоразвитие - ранее повреждение, незрелостью мозговых структур; 2.Задержанное развитие - задержанный темп развития познавательной и эмоционально-волевой сфер; 3.Поврежденное развитие - повреждение развития после 2-3 лет; 4.Искаженное развитие - сочетание общего, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций; 5.Дисгармоническое развитие - диспропорция развития в эмоционально- волевой сфере; 6.Дефицитарное развитие - тяжелые нарушения отдельных анализаторных систем. Группы отклонений психического развития Отклонения, вызванные отставанием развития Отклонения, вызванные диспропорциональностью развития Отклонения, вызванные поломкой, выпадением отдельных функций НедоразвитиеЗадержанное развитие Искаженное развитие Дисгармоническое развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие
В классификации В.В. Лебединского учтены различные параметры дизонтогенеза Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения. В зависимости от этого В.В. Лебединский выделил два вида дефекта: частный и общий. Первый обусловлен нарушением или недостаточностью отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; второй - общий, связан с нарушением регуляторных подкорковых и корковых систем. Второй параметр связан со временем поражения. Как указывал Л.С. Выготский, чем раньше возникает то или иное нарушение, тем тяжелее последствия для психического развития. Причем для раннего возраста наиболее характерны явления недоразвития, в то время как на более поздних этапах онтогенеза вероятнее всего преобладание повреждения и распада психических функций. Третий параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. В патологии развития отмечается нарушение межфункциональных связей, наблюдаются диспропорции, нарушения своевременности развития различных психических функций. В результате возникают асинхронии развития. В их основе лежат два явления: ретардация и акселерация. Ретардация - незавершенность, отставание в отдельных периодах развития, отсутствие эволюции ранних форм. Акселерация - развитие, при котором одна их функций опережает сроки развития, значительно обгоняя типичную хронологию. Четвертый параметр определяется взаимосвязями между первичными и вторичными нарушениями (структура дефекта). Эти взаимосвязи принято обозначать структурой нарушенного развития. Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой малообратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. К вторичным относят нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной.
На базе классификации В.В. Лебединского (1985) свою авторскую трактовку типологии отклоняющегося развития предлагают Н.Я. Семаго и М.М. Семаго (2001) Они выделяют три основные группы собственно психологических синдромов: Недостаточное развитие - недостаточность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составляющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно- временные представления, которые являются основой развития когнитивной сферы ребенка. Асинхронное развитие - нарушение основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляющей). Поврежденное развитие - наличие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависимости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Каждая группа отклоняющегося развития может быть подразделена на отдельные подгруппы, которые, в свою очередь, разделяются на типы.
НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ Тотальное недоразвитие Задержанное развитие Парциальная несформированн ость ВПФ Простой уравновешенн ый тип Аффективно- неустойчивый тип Тормозной инертный тип Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм) Неравномерно- задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) С преобладанием несформированности регуляторного компонента С преобладанием несформированности вербального, вербально- логического компонента Парциальная несформированность смешанного типа
АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ Дисгармоническое развитие Экстрапунитивный тип дисгармоничного развития Интрапунитивный тип дисгармоничного развития Дисгармоничное развитие по апатическому типу Искаженное развитие Преимущественное искажение эмоционально- аффективного развития Преимущественное искажение развития когнитивной сферы Мозаичные типы искаженного развития
ПОВРЕЖДЕННОЕ РАЗВИТИЕ Локально- поврежденный тип развития Диффузно- поврежденный тип развития Позднее дефицитарное развитие Раннее дефицитарное развитие ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
Нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Синдромы несформированности: Функциональная несформированность лобных отделов мозга - недостаточность саморегуляции, программирования, целенаправленности и контроля за протеканием собственной деятельности; Функциональная несформированность левой височной области - изолированные трудности в звукоразличении и, как следствие, понимании речи, воспринимаемой на слух; Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела) - данный синдром отличается характерным набором типичных признаков «функциональной автономности» мозговых полушарий в детстве; Функциональная несформированность правого полушария - недостаточность пространственных представлений (метрических, структурно-топологических, координатных) и нарушения порядка воспроизведения слухоречевых и зрительных эталонов на следах памяти. Синдромы дефицитарности: Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга - дети этой группы отличаются выраженной эмоциональной лабильностью, быстрой пресыщаемостью, подчас просто неадекватными реакциями на происходящее ; Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга - дисгенетический синдром, который предполагает искажение, деформацию развития практически всех психологических процессов.
Классификация физических и психических отклонений Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Является наиболее рабочей классификацией в практической деятельности специалистов.
Вывод Нами были рассмотрены следующие наиболее популярные классификации развития: Классификация психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому Типологии отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М.М. Семаго Классификация нарушений А.В. Семенович Классификация физических и психических отклонений Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина Представляемые классификации отражают наиболее типичные, характерные особенности различных вариантов отклоняющегося развития и его структуру.