Проблема девиантного поведения школьников и его предупреждение 900igr.net
Темы для обсуждения Психологические трудности школьников с отклонениями в поведении Психологические трудности школьников с отклонениями в поведении Основные причины отклоняющегося поведения Основные причины отклоняющегося поведения Наиболее типичные способы воспитательного воздействия родителей на детей Наиболее типичные способы воспитательного воздействия родителей на детей Стили родительского поведения Стили родительского поведения Памятки родителям Памятки родителям
Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio отклонение). Понятия «девиантное» и «отклоняющееся» поведение являются синонимами (лат. deviatio отклонение). Отклоняющееся поведение система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Отклоняющееся поведение система поступков или отдельные поступки, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Основные причины отклоняющегося поведения В ходе изучения детско-родительских отношений выявляются следующие причины отклоняющегося поведения: нежеланный, нелюбимый ребенок; нежеланный, нелюбимый ребенок; сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом; сходство с нелюбимым родственником, бывшим супругом; нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство; нарушение в поведении ребенка, гиперактивность, конфликтность, упрямство; недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии; недостаток знаний в области воспитания, возрастной психологии; супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам; супружеские конфликты, финансовые трудности или другие причины, приводящие к нервным срывам; нарушение традиционных схем поведения (подростковая беременность, этические нарушения и т.д.); нарушение традиционных схем поведения (подростковая беременность, этические нарушения и т.д.); психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении у гипертима и т.д.) А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение. психологические, характерологические особенности учащегося (например, акцентуация характера по неустойчивому типу с первого класса - у такого ученика нет желания учиться, или агрессивность у эпилептиодного типа, безудержанность в поведении у гипертима и т.д.) А такие особенности как: замкнутость, стеснительность, упрямство, напористость, эгоцентризм могут перерасти в девиантное поведение. Девиантные дети - это дети, которым трудно, они нуждаются в помощи, внимании.
Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучие семьи, определённые стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно: дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку; конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей; асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье, для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной «семейной жестокости» и насилия.
Стили родительского поведения Стратегия воспитания Примеры поведения родителей Характерная ответная реакция ребенка Причина такого поведения резкое подавление агрессивного поведения ребенка «Прекрати» «Не смей наказания агрессивная (прекращает действовать лишь на время, выплеснет чувства в другое время) копирует стиль родителей, учится у них агрессивным формам поведения игнорирование агрессивного поведения родители делают вид, что не замечают агрессии или считают, что ребенок еще мал агрессивная (продолжает подобное поведение) ребёнок думает, что всё делает правильно формы девиантного поведения закрепляются, превращаются в черту характера ребёнок думает, что всё делает правильно формы девиантного поведения закрепляются, превращаются в черту характера Родители дают возможность выплеснуть агрессию приемлемым способом, ограничивают агрессивное поведение в тактичной форме, запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим вовлекают в игру, которая помогает отреагировать гнев, объясняют, как надо вести в определенной ситуации, рассказывают о чувствах других, учат правилам поведения ребенок учится управлять своим поведением, становится приятным в общении ребенок учится анализировать ситуации, берет пример со своих тактичных родителей
Если у ребёнка девиантное поведение (памятка для родителей) Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть - он уникален. Контролируйте свое поведение, устраните агрессивное поведение близких - ребенок подражает тому, кто рядом с ним. Предъявляйте посильные требования - учитывайте не свои желания и эмоции, а его возможности. Направляйте интересы ребенка, включайте его в совместную деятельность, учите быть его самостоятельным - он не будет искать разрядки и найдет себе занятие. Расширяйте кругозор ребенка- с ним будет интересно другим. Игнорируйте легкое проявление агрессии, не фиксируйте внимание окружающих - ребенок перестанет привлекать внимание таким образом. Установите строгий запрет на действия, причиняющие вред другим - ваша последовательность облегчит усвоение и других правил поведения. Играйте с ребенком, включая агрессивные действия в сюжет игры - ребенку нужна разрядка Уделяйте ему внимание - ребенок не станет привлекать ваше внимание неприемлемым способом.
Пять качеств родителя, необходимые в общении с ребенком: Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителя. Умение объяснять. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким. Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка. Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, пробуждайте желание еще раз услышать вашу похвалу. Оптимизм. Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах - он будет чувствовать себя личностью.
При взаимодействии с агрессивным ребенком: принимайте ребенка таким, какой он есть; принимайте ребенка таким, какой он есть; предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а возможности; предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а возможности; расширяйте кругозор ребенка; расширяйте кругозор ребенка; включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле; включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле; игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих. бороться с агрессивностью нужно терпением. бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и учителей.
Заключение Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны. Девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальные для ребенка или группы подростков условия, в которых они оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.