У РОК – ИССЛЕДОВАНИЕ В 1 КЛАССЕ Т ЕМА : «У ДАРЕНИЕ » УМК программы Л.В. Занкова «Русский язык» А.В. Полякова
Ю НЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ : УЧАЩИЕСЯ 1 В КЛАССА МОУ «Л ИЦЕЙ 4» ГОРОДА О РЕНБУРГА
Ч ТО ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ? внимательность наблюдательность умение обобщать и делать выводы знание основ языка терпение умение сотрудничать
Г ИПОТЕЗА : УДАРЕНИЕ МЕНЯЕТ СМЫСЛ СЛОВА, ВЛИЯЕТ НА ПОЗИЦИЮ ГЛАСНОГО
Ц ЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ : выяснить, может ли слово обойтись без ударения; провести наблюдение за поведением гласного в безударном слоге; разобраться, нужна ли наша помощь безудар- ному гласному;
П ЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ : наблюдение за ударением в слове; выяснение необходимости постановки ударения; обнаружение ошибкоопасных мест; способы проверки безударных гласных;
И ССЛЕДУЙТЕ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД !!! Косит косец, А зайчишка косит. Трусит трусишка, А ослик трусит.
И ССЛЕДУЙТЕ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД !!! Работа с учебником: Упражнение 33 на странице 30 у Кати – кати у Маши – маши пилы - пилы
О ТДОХНЕМ ?! Поднимает руки класс – это « раз», Повернулась голова – это «два», Руки вниз, вперед смотри – это «три», Руки в стороны пошире развернули на «четыре», С силой их к плечам прижать – это «пять». Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».
И ССЛЕДУЙТЕ И СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ! !! пальцы чайник будильник холодильник
Г ДЕ ИСКАТЬ ПОМОЩНИКОВ ? к…р…ндаш рамка дом цв…ток м…ш…на елка
Г ДЕ ИСКАТЬ ПОМОЩНИКОВ ТЕПЕРЬ ? На дв…ре з…мой ст…ят сильные м…розы.
К АК ЖЕ НАЙТИ СЛОВО – ПОМОЩНИК ? дворе – двор зимой – зимы стоят – стой «Ударь» по сомнительному гласному!
Безударный гласный. Стоп! Писать опасно! Чтоб развеять все сомнения, мы советуем работать по алгоритму: Помни! В проверяемом и проверочных словах пишется одна и та же гласная. « КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ» 1. Прочитай слово, выясни его значение. 2. Поставь ударение, определи позиции безударных гласных в слове. 3. Подбери несколько родственных слов. 4. Выдели корень и безударную гласную. 5. Подбери проверочное слово, в котором безударный слышится ясно. 5
« О ШИБКООПАСНЫЕ » ЗВУКИ ВСЕГДА ТРЕБУЮТ К СЕБЕ ВНИМАНИЯ. Н ЕОБХОДИМО ПОДБИРАТЬ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА, СДЕЛАВ ГЛАСНЫЙ ЗВУК УДАРНЫМ. С ЛУХУ ВЫ НЕ ДОВЕРЯЙТЕ – У ДАРЕНЬЕМ ПРОВЕРЯЙТЕ : СОСНЫ, ВОДЫ, ТРАВЫ, ДЕЛО, А ТЕПЕРЬ ПИШИТЕ СМЕЛО. Наша гипотеза верна!
В ЕРНИСЬ К ШАРАДЕ. Я – сборник карт; От ударенья Зависят два моих значенья. Захочешь – превращусь в названье Блестящей шелковистой ткани.
О ТДОХНИ И ПОСЛУШАЙ !!! Сказка. Полз Жук. Глядь – зверь не зверь… -Ты кто? -Паук. -Паук? Кыш! -Как так - кыш?! -А вот так: кыш и все тут. Жук смел. А тот – трус, шмыг в щель!... Ну, друг, в чем суть? В чем соль, а? - Кто догадался, почему Жук прогнал Паука?
Мы работали над«ошибкоопасными» местами в словах: раскрыли секреты грамотного письма безударных гласных в слабой позиции; учились помогать «бедняжкам» гласным с помощью ударения, подбора однокоренных слов; полюбили «гулять по тропинкам» с орфографическими ловушками и ничего не бояться; выполняли занимательные задания; проявляли интерес к изучению родного языка, учились правильно оценивать поведение в природе. Выводы
Н АША БИБЛИОТЕКА Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных – М. «Просвещение» 1995 А.В. Полякова, Русский язык.- М.:Просвещение,2008 год, 30-35с. Волина В.В. Веселая грамматика.- (стихи).-М.:Знание, с. Орфографическая тетрадь.-М. Баласс., с.