Дефекты зрения Автор: Семенова Любовь 9 класс МОУ СОШ д. Большие Боры
Цель исследования Физическое объяснение дефектов зрения Исследование качества зрения школьников Поиск путей решения проблемы улучшения качества зрения
Задачи исследования изучение имеющейся литературы по вопросу «Глаз и зрение. Дефекты зрения» сбор информации о качестве зрения учащихся школы проведение оптических опытов для изучения физических характеристик глаза поиск информации о способах улучшения зрения
Строение глаза Глаз- орган зрения животных и человека. Человеческий глаз - сложная оптическая система Глаз человека состоит из глазного яблока, соединенного зрительным нервом с головным мозгом и вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающее глазное яблоко).
Аккомодация глаза Аккомодация- способность глаза к изменению его оптической силы При переводе взгляда на другой предмет, нарушается резкость изображения на сетчатке. Сигнал об этом поступает в мозг. Хрусталик сжимается, увеличивается его оптическая сила, пока вновь не получится четкое изображение предмета на сетчатке.
Дефекты зрения Близорукость-глаз либо удлинён, либо имеет меньший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Поэтому пучок параллельных лучей преломляется излишне, сходясь в точке перед сетчаткой
Дефекты зрения Дальнозоркость – меньшая длина дальнозоркого глаза или больший радиус кривизны роговицы по сравнению с нормальным глазом. Пучок лучей сходится за сетчаткой.
Дефекты зрения Астигматизм- дефект зрения, связанный с несферичностью роговицы, то есть её различной кривизной в разных плоскостях.(Человек четко видит горизонтальные линии, но размыто видит вертикальные линии, или наоборот)
Изменение с возрастом оптической силы глаза Уменьшение с возрастом оптической силы глаза объясняется постепенным снижением сокращательной способности циллиарной мышцы и уменьшением эластичности хрусталика. Возраст, лет Оптическая Сила, дптр
Наблюдение изменения диаметра зрачка и аккомодации При взгляде на темный предмет диаметр зрачка увеличивается, а на освещенный предмет диаметр зрачка уменьшается. Наблюдая одним глазом малое отверстие в черной бумаге, замечаем, что диаметр зрачка увеличивается. Закрыв глаз рукой, а через несколько секунд открыв, замечаем, что диаметр отверстия уменьшается.
Исследование качества зрения Класс Дефек ты зрения 0%0% 0%0% 0%0% 0%0% 40 % 28.6 % 0%0% 20 % 0%0% 50 % Всего в школе 14,8% учащихся с дефектами зрения.
Полезные рекомендации Не смотреть телевизор на малом расстоянии от экрана. Не читать в плохо освещённых местах, лёжа, в транспорте. ПРОВОДИТЬ УПРАЖ н ЕНИЯ ДЛЯ РАЗМИНКИ ГЛАЗ. Не сидеть длительное время за компьютером.
Упражнения: Вращение глазными яблоками при сомкнутых веках. Скосить глаза влево-вниз и выполнить глазными яблоками 8-10 вращательных движений, начиная сверху вниз, против часовой стрелки, затем 8-10 аналогичных движений по часовой стрелке. Медленно открыть глаза. Взгляд вдаль. Широко раскрыть глаза и зафиксировать в течение 20 секунд взгляд на объекте, расположенном не далее чем на 20 м. Лучше всего, если он будет зеленого цвета.
Анализ результатов Изучено физическое объяснение дефектов зрения Выявлена зависимость оптической силы хрусталика от возраста Исследована зависимость диаметра зрачка от освещенности Проведен мониторинг качества зрения учеников и учителей школы Даны рекомендации по сохранению зрения