Доклад на тему: «Основы обеспечения качества образования» Мамытов А.М., Президент Кыргызской Академии Образования Доктор педагогических наук, профессор. Бишкек, Доклад на тему: «Основы обеспечения качества образования» Мамытов А.М., Президент Кыргызской Академии Образования Доктор педагогических наук, профессор. Бишкек, 2009.
Ключевые понятия, используемые в оценке качества 1.Качество, соответствующее стандарту 2.Качество, соответствующее стоимости 3.Качество, соответствующее ожиданиям потребителей Ключевые понятия, используемые в оценке качества 1.Качество, соответствующее стандарту 2.Качество, соответствующее стоимости 3.Качество, соответствующее ожиданиям потребителей
Ключевые вопросы системы образования 1.«Чему учить?» – Современное, адекватная требованием общества создание образования 2.«Как учить?» – Современные и эффективные методы обучения Ключевые вопросы системы образования 1.«Чему учить?» – Современное, адекватная требованием общества создание образования 2.«Как учить?» – Современные и эффективные методы обучения
Ключевых вопросов системы образования в Кыргызстане 1.«Чему учить?» –Современное, адекватное требованием общества содержание образования; –Государственные образовательные стандарты на все уровни образования –Типичные черты: Ключевых вопросов системы образования в Кыргызстане 1.«Чему учить?» –Современное, адекватное требованием общества содержание образования; –Государственные образовательные стандарты на все уровни образования –Типичные черты: Переход от знаниевого подхода к компетентностному; Национальный куррикулум, предметный куррикулум. Переход от знаниевого подхода к компетентностному; Национальный куррикулум, предметный куррикулум.
2.«Как учить?» –Типичные черты: 2.«Как учить?» –Типичные черты: Интенсивное освоение личносто- ориентированных и активных методов обучения. Уровень Усвоения информации в зависимости от методов обучения Уровень Усвоения информации в зависимости от методов обучения 90%Обучение других немедленные примемение 70%Активный, самостоятельный поиск знаний 50%Групповые дискуссии 30%Демонстрация 20%Аудио-визуальный метод 10%Чтение 5%Монолог учителя
Предварительные заключения: 1.Качество образования соответствует ГОСТу –лицензирование образовательной деятельности; –аттестация образовательно-профессиональных программ; –внутренний контроль качества образования. Предварительные заключения: 1.Качество образования соответствует ГОСТу –лицензирование образовательной деятельности; –аттестация образовательно-профессиональных программ; –внутренний контроль качества образования. текущие (итоговые) зачеты, экзамены; Защита выпускных работ; прием государственных экзаменов. текущие (итоговые) зачеты, экзамены; Защита выпускных работ; прием государственных экзаменов.
2.Качество образования соответствует его стоимости. –финансирование по остаточному принципу; –¼ часть государственного бюджета направляется на образование; –Обучение одного учащегося - 150$ США 3.Качество образования не соответствует ожиданиям потребителя –Характерны завышенные ожидания (основное противоречие); 2.Качество образования соответствует его стоимости. –финансирование по остаточному принципу; –¼ часть государственного бюджета направляется на образование; –Обучение одного учащегося - 150$ США 3.Качество образования не соответствует ожиданиям потребителя –Характерны завышенные ожидания (основное противоречие);
Хронология решения проблемы: 1-этап:«Система Тейлора» (1905 г.) –Отбраковка некачественного продукта; 2-этап:«Организация систематического контроля» (контрольные карты В. Шухарта – гг.) –введение должности инженера по качеству; –организация постоянного контроля процесса; 3-этап:«Тотальный контроль качества» (Э. Деминг, А. Фейгенбаум гг.) –По операционный контроль качества (Япония); –Профилактика возможных дефектов (Европа, США) –Менеджмент качества. Хронология решения проблемы: 1-этап:«Система Тейлора» (1905 г.) –Отбраковка некачественного продукта; 2-этап:«Организация систематического контроля» (контрольные карты В. Шухарта – гг.) –введение должности инженера по качеству; –организация постоянного контроля процесса; 3-этап:«Тотальный контроль качества» (Э. Деминг, А. Фейгенбаум гг.) –По операционный контроль качества (Япония); –Профилактика возможных дефектов (Европа, США) –Менеджмент качества.
4-этап:«Целенаправленное планирование качества» (Всеобщее управление качеством гг.) –стандарты ИСО серии 9000 (методы и средства управления качеством); –стандарт серии (надзор). 5-этап«Учет интереса общества» (влияние общества) –Стандарт ИСО (зашита окружающей среды, гуманистическая составляющая); –Стандарты ОS-9000 (методы самоценки по моделям Европейской премии качества). 4-этап:«Целенаправленное планирование качества» (Всеобщее управление качеством гг.) –стандарты ИСО серии 9000 (методы и средства управления качеством); –стандарт серии (надзор). 5-этап«Учет интереса общества» (влияние общества) –Стандарт ИСО (зашита окружающей среды, гуманистическая составляющая); –Стандарты ОS-9000 (методы самоценки по моделям Европейской премии качества).
Ресурсы улучшения качества образования в Кыргызстане –Две ключевые вопросы («Чему учить?» и «Как учить?») должны быть дополнены третьим вопросом – «как оценить результаты и достижения учащихся?»; –Оценивание результатов и достижений обучающихся должен быть признан как важный инструмент обеспечения качества образования; –Участие в международных исследованиях: Ресурсы улучшения качества образования в Кыргызстане –Две ключевые вопросы («Чему учить?» и «Как учить?») должны быть дополнены третьим вопросом – «как оценить результаты и достижения учащихся?»; –Оценивание результатов и достижений обучающихся должен быть признан как важный инструмент обеспечения качества образования; –Участие в международных исследованиях: PIRLS – прогресс в области грамотности чтения; TIMSS – тенденции в математическом и естественнонаучном образовании; PISA – образовательные достижения учащихся. PIRLS – прогресс в области грамотности чтения; TIMSS – тенденции в математическом и естественнонаучном образовании; PISA – образовательные достижения учащихся.
Выводы: 1.Формирование системы оценки достижений учащихся является действенным инструментом повышения и управления качеством образования. 2.В практике Кыргызстане вышеуказанный инструмент используется в недостаточной мере. 3.Участие Кыргызстана в международных исследованиях реализуется через неправительственную организацию ЦООМО, что является практически единственным примером в постсоветском пространстве. Указанная практика не соответствует реализуемой в стране (административная) модели образования. 4.Необходимо шире использовать ресурсы КАО и Национального центра тестирования при МОН КР, т.е. необходимо осуществлять состыковку возможностей структур, оценивающих достижения обучающихся, со структурами, формирующими содержание образования. Выводы: 1.Формирование системы оценки достижений учащихся является действенным инструментом повышения и управления качеством образования. 2.В практике Кыргызстане вышеуказанный инструмент используется в недостаточной мере. 3.Участие Кыргызстана в международных исследованиях реализуется через неправительственную организацию ЦООМО, что является практически единственным примером в постсоветском пространстве. Указанная практика не соответствует реализуемой в стране (административная) модели образования. 4.Необходимо шире использовать ресурсы КАО и Национального центра тестирования при МОН КР, т.е. необходимо осуществлять состыковку возможностей структур, оценивающих достижения обучающихся, со структурами, формирующими содержание образования.
Благодарю за внимание