Распространение информации об азартных играх – это деятельность, которая в России не запрещена, но которая имеет ряд ограничений. Для оптимизации юридической составляющей данного вида деятельности, т.е. осуществления такой деятельности без риска или с минимальным риском привлечения к ответственности, необходимо структурно понимать положения законодательства РФ, которые могут быть к ней применимы. Основные нормативно-правовые акты, содержащие законодательные нормы по данному вопросу – это: - ФЗ «О рекламе» от ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) - ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» от ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) - Закон РФ «О средствах массовой информации» от (с последующими изменениями и дополнениями) - ФЗ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» - ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от ФЗ - Постановление Правительства РФ от «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено»». - Кодекс РФ об административных правонарушениях
В соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 3 ФЗ о рекламе): РЕКЛАМА – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. С точки зрения правоприменительной практики и в разрезе обсуждаемого вопроса прошу обратить внимание на слова «адресованная неопределенному кругу лиц». Это главный ключевой ограничитель «рекламы» от «не рекламы». Распространение информации об азартной игре с целью привлечения новых участников Реклама Информация, не являющаяся рекламой
РЕКЛАМА азартных игр п. 1 ст. 4 ФЗ 244-ФЗ: азартная игра - основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры. Исходные тезисы для «РЕКЛАМИРОВАНИЯ участия в конкретной АЗАРТНОЙ ИГРЕ/АЗАРТНЫХ ИГРАХ»: 1. В РФ запрещены организация и проведение азартных игр вне правил, предусмотренных ФЗ 244-ФЗ. 2. В РФ не запрещено участие физических лиц в азартных играх, даже если эти игры не соответствуют требованиям ФЗ 244-ФЗ. Российское законодательство не содержит никакой ответственности для физических лиц, которые принимают участие в азартных играх как законно так и незаконно организованных (если это участие не основано на мошенничестве со стороны участника -физического лица). 3. статья 5 ФЗ 244-ФЗ устанавливает, что деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. ОДНАКО, закон не содержит запрета на рекламу азартных игр, проводимых и организуемых с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, в том числе подвижной связи. в законодательстве РФ: «запрет на организацию процесса» не равно «запрет на рекламирование процесса». 4. ФЗ о рекламе содержит определение ненадлежащей рекламы. Ненадлежащая реклама – это реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. При этом, если ФЗ 244-ФЗ вообще не содержит норм о рекламе, следовательно реклама не может «не соответствовать» ФЗ 244-ФЗ.
«Рекламирование участия в конкретной азартной игре/азартных играх» должно соответствовать следующим требованиям (требования ст. 27 ФЗ о рекламе): Реклама азартных игр не должна: 1) обращаться к несовершеннолетним; 2) создавать впечатление, что участие в основанных на риске играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; 3) содержать утверждения, которые преувеличивают вероятность получения выигрыша или преуменьшают степень риска; 4) содержать свидетельства о получении выигрышей лицами, которые признаны выигравшими в соответствии с условиями основанных на риске игр, пари, но выигрыши не получили; 5) содержать утверждения о том, что участие в основанных на риске играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха; 6) осуждать неучастие в основанных на риске играх, пари; 7) создавать впечатление, что получение выигрышей гарантировано; 8) использовать образы людей и животных. Реклама азартных игр допускается только: 1)в теле- и радиопрограммах с 22 до 7 часов местного времени; 2) в зданиях, сооружениях, в которых проводятся такие игры, пари, за исключением объектов транспортной инфраструктуры (вокзалов, аэропортов, станций метрополитена и других объектов); 3) в периодических печатных изданиях, на обложках и в выходных данных которых содержится информация о специализации указанных изданий на сообщениях и материалах рекламного характера, а также в периодических печатных изданиях, предназначенных для работников организатора азартных игр и участников таких игр, находящихся в границах игорных зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»законом требования к рекламе азартных игр автоматически распространяютс я на: - рекламу сопутствующих услуг (гостиничные услуги, услуги общественного питания, услуги в сфере зрелищно- развлекательных мероприятий); - рекламу товарных знаков, знаков обслуживания иных идентифицирующ их признаков казино;
Статья 18 ФЗ о рекламе «Реклама, распространяемая по сетям электросвязи» 1.Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. 2. Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки). 3. При справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом. 4. При предоставлении телефонных соединений на условиях повременной системы оплаты время, в течение которого распространяется реклама, не должно учитываться при определении стоимости такой услуги телефонной связи.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от «О средствах массовой информации»: - под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием); - под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год; -под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. В соответствии со ст. 8 Закона РФ от «О средствах массовой информации»: Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является. Таким образом, интернет-сайт – не равно печатное средство массовой информации.
Постановление Правительства 1101 от «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено»» принято в развитие ст ФЗ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». В соответствии с ч. 5 ст ФЗ 149-ФЗ, в реестр включаются доменные имена и сетевые адреса ресурсов, на которых имеется ЗАПРЕЩЕННАЯ в РФ информация. К запрещенной информации, согласно ч. 5 ст ФЗ 149-ФЗ, относятся: - порнография с несовершеннолетними; -«все о наркотиках» - способы выращивания, производства, употребления, места приобретения наркотиков и прекурсоров (сильнодействующие вещества). - способы самоубийства, призыв к самоубийству. - иная информация, в отношении которой есть отдельное вступившее в силу решение суда о том, что она (информация) не может распространяться. Ничего про азартные игры в списке «запрещенной» информации нет! Информация о казино (в том числе, онлайн-казино) не является в РФ «запрещенной», в отличие от детской порнографии, информации о наркотиках и способах самоубийства, казино может рекламировать, но с установленными законом ограничениями (ст. 27 ФЗ «О рекламе»).
Таким образом, резюмирую вышесказанное, маркетингом/продвижение интернет-казино «удобнее» заниматься способом, который по формальным признакам не подпадает под понятие рекламы. - информация, обращенная к ОПРЕДЕЛЕННОМУ кругу лиц, в отношении которых заранее известно, что они готовы принимать информацию (сообщения) из данного источника Или - информация познавательного характера (рассказывающая о интернет-казино в принципе, но не «привлекающая внимания» к конкретному интернет- казино), содержащая активные ссылки на нужный сайт. При этом, в начале должна быть пометка «18+»
Необходимо помнить, что в РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований закона о рекламе: Статья Нарушение законодательства о рекламе 1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, настоящего Кодекса, -законодательствачастями 24 настоящей статьистатьями влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. -при этом, если будет установлено и подтверждено, что распространение рекламы осуществляется в целях получения дохода, то к ч. 1 ст может прибавиться ч.1. ст КоАП РФ Статья Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
- Статья Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитиюзаконодательства 1. Нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию (за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.20, частью 3 статьи и частью 2 статьи настоящего Кодекса), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, -статьей 6.20частью 3 статьи 13.15частью 2 статьи (в ред. Федеральных законов от N 50-ФЗ, от N 58-ФЗ)N 50-ФЗN 58-ФЗ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети "Интернет") информации (за исключением операторов связи, оказывающих эти услуги связи на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме) в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. 3. Размещение в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети "Интернет"), объявления о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.