Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи.
Цель комплексного учебного курса ОРКиСЭ Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Курс состоит из 6 модулей: 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской культуры 5.Основы мировых религиозных культур 6. Основы светской этики
Основы культурологического подхода: -Курс направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие позиции катехизации (индоктринации); -отсутствие доминирующих позиций какой- либо религиозно–культурной традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов.
Из речи президента: «Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным».
Методические основы Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Россия - наша Родина. Блок 2. – содержание выбранного модуля. Блок 3. Духовные традиции многонационального народа России. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфес– сионального народа России. Блоки 1 и 3 – для совместного изучения всеми учащимися класса
Модуль «Основы светской этики» Учебник знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
Тематическое планирование курса «Основы светской этики» II.Основы светской этики – 28 ч. Добро и зло Добродетели и пороки Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентльмен и леди ЦЕЛЬ: … мотивация к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России – в данном курсе не достигается
Основы мировых религиозных культур. Учебник знакомит с вопросами возникновения и истории важнейших религий мира, с их взаимоотношением с культурой и этикой, воздействием на искусство, ролью в жизни людей.
Основы мировых религиозных культур. Тематическое планирование. урока ТемаКоличество часов 5Возникновение религий. Древнейшие верования 1 6Возникновение религий. Религии мира и их основатели 1 7Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака 1 8Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран Материал очень сложен для учащихся 4-х классов. Информационная перегрузка 1 23Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.1 24Религиозные ритуалы в искусстве1
«учусь добру» «учусь быть культурным» «учусь дружить» «учусь уважать других» «учусь честности, справедливости» «помогать людям» «быть внимательным и милосердным» «уважать родителей и старших» «стараться не совершать плохих поступков», «понимать других, не быть эгоистом» «учусь любви и терпению»
Темы «Праздники», «Пасха», «Христос и Его крест», «Икона», «Храм» Темы «Праздники», «Пасха», «Христос и Его крест», «Икона», «Храм» Беседы о добре и зле Беседы о добре и зле Заповеди Заповеди Рассказы о Рассказы освятых Беседы о Беседы осострадании и милосердии