Храни огонь родного очага И не позарься на костры чужие! Таким законом наши предки жили. И завещали нам через века: Храни огонь родного очага! О.Фокина
Актуальность. Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно пробудить, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Постановка проблемы Воспитание учащихся – одна из важнейших задач школы. Нельзя учителю быть равнодушным к вопросам воспитания молодежи, ведь он осуществляет связь времен, передает эстафету из настоящего в будущее, определяя тем самым грядущую судьбу страны. Современная школа в ответе за воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, неравнодушного, активного, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ, с уважением относящегося к истории родной страны, ее традициям.
В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл. Одной из основных задач современной государственной политики РФ является воспитание чувств патриотизма, которое должно пониматься как одно из наиболее значимых, непреходящих ценностей.
Аннотация Данный проект рассчитан на обучающихся 5-11 классов. В ходе проекта проводились различные мероприятия, направленные на формирование патриотических чувств: экскурсии, Вахта памяти, встречи с ветеранами войны и труда.
Объект исследования - система патриотического воспитания личности в работе учителя-предметника и классного руководителя. Предмет исследования - организационные условия формирования патриотического сознания учащихся. Цель исследовательской работы развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.
Задачи: - формирование осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира; - развитие гражданственности и национального самосознания учащихся; - углубление знаний об истории и культуре родного края.
Противоречия - между потребностью современного общества в социальной, активной личности и несовершенством процесса формирования гражданственности и патриотизма в нынешних условиях (вопиющий разрыв между богатыми и бедными; деградация русской деревни, ее вымирание, пьянство и наркомания, хищническое отношение к природе и богатствам страны); - между гуманистическими требованиями развития индивидуальности каждой личности и недостаточной теоретической и практической разработанностью соответствующей модели воспитания.
Гипотеза Формирование и развитие патриотического сознания у учащихся в школе будет эффективным, если: воспитание патриотического сознания представляет собой целостный процесс учебно-воспитательной деятельности.
План и сроки проведения проекта I. I. Информационно-аналитический этап (сентябрь). Теоретический анализ источников по проблеме исследования. II. Практический этап (октябрь-май). Осуществить апробацию проекта. Реализация целей и задач проекта. Осуществить апробацию критериев эффективности реализации проекта. Промежуточные результаты, их соответствие целям и задачам проекта. Внести необходимые коррективы в содержание. Построить учебно-воспитательный процесс в школе на основе предлагаемого проекта. Обобщение результатов исследования, оформление текста проекта, разработка методических рекомендаций. III.Контрольно-оценочный (июнь). Осуществить анализ эффективности проекта. Отчёт о результатах проекта. Определение теоретической и практической значимости проекта. Внедрение результатов проекта. IV. Реализация проекта. -Участие в научно-практических конференциях разных уровней. -Публикации по данной теме.
Практическая значимость Создание организационных условий для формирования и развития патриотического сознания учащихся в системе учебно-воспитательного процесса.
Управление патриотическим воспитанием в школе Директор ПедсоветСовещания при директоре Зам по УВР Зам по ВРСтаршая вожатаяПреп.-орган.ОБЖ Методсовет ШМО нач. кл.ШМО ест. циклаШМО гуман. цикла ШМО уч. матемет. библиотекаМО классных руководителей Совет МУЗЕЯ Совет детской организации имени Героя Советского Союза Г. А. Сутормина Творческое Объединение «Патриот»
Структура патриотического воспитания в школе Учебный процесс Русский язык ОБЖ География История Литература Обществознание Химия Физика Математика Биология Экология Физкультура Музей Встреча с защитниками Отечества Классные часы Общешкольные праздники Творческое объединение «Литературное краеведение » Спортивная секция Творческое объединение «Патриот» Военно-спортивные игры Внеклассная работа Творческие и исследовательские работы учащихся Внешкольная работа Уход за памятником Поисковая деятельность ЭкскурсииТимуровская помощь Турпоходы
Основные направления воспитательной работы по развитию патриотизма у учащихся Интеллектуально- краеведческое Направлено на изучение истории, природы, культуры страны, своей местности. Спортивно-патриотическое Направлено на физическое развитие учащихся, воспитание выносливости, стойкости. Реализуется через формирование потребности в ведении здорового образа жизни, ответственности за свое здоровье и здоровье будущих поколений.
Духовно- нравственное Система мероприятий по осознанию учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов. Гражданско-патриотическое Формирование гражданского самосознания, правовой культуры учащихся, гражданской позиции, сознания долга перед семьей, народом и Родиной.
Творческо-краеведческое Подробное изучение культуры, быта, традиций своего и других народов. Пополнение школьной краеведческой комнаты исследовательскими материалами, которые можно использовать на уроках и внеклассных занятиях. Военно-патриотическое Изучение русской военной истории, воинских традиций, яркие примеры служения Отечеству. Героико-патриотическое Сохранение памяти о героических событиях, подвигах, формирование уважения к военной профессии. Диагностическая работа по изучению уровня развития классного коллектива.
Направления, в которых возможно осуществлять патриотическое воспитание на уроках показ выдающегося вклада отечественных ученых в развитие науки (М.В.Ломоносова, А.Г.Столетова, Д.И.Менделеева, П.Л.Капицы, И.В.Курчатова и других); рассказ о большом вкладе отечественных изобретателей в развитие техники (П.Н.Яблочкова, А.Н.Лодыгина, А.С.Попова, С.П.Королева и других); рассказ о наших соотечественниках – лауреатах Нобелевской премии (1958год: Павел Черенков, Илья Франк, Игорь Тамм; 1962 год: Лев Ландау; 1964 год: Александр Прохоров, Николай Басов; 1978 год: Петр Капица; 2000год: Жорес Алферов; 2003 год Виталий Гинзбург, Алексей Абрикосов); иллюстрация патриотизма выдающихся писателей, ученых и изобретателей нашей страны (А.С.Попов отклонил предложения американцев переехать в Америку); подчеркивание гражданственности и активной жизненной позиции прогрессивных ученых (Лебедев, Попов, Сахаров); формирование у учащихся уважительного отношения к труду, упорства в преодолении трудностей на примерах деятельности выдающихся русских ученых; включение фрагментов о жизни и поисках ученых; сообщение учащихся на уроках о жизни и деятельности выдающихся деятелей науки и техники; использование высказываний знаменитых ученых; проведение вечеров, посвященных юбилейным датам ученых и их открытий; выпуск стенгазет, посвященных юбилейным датам; рекомендация учащимся научно-популярной литературы, освещающей жизнь ученых и изобретателей; работа кружков и объединений дополнительного образования.
Великие люди России Гордость Тамбовщины Из истории моей малой родины Они сражались за Родину Календарь знаменательных дат и событий Известные земляки Листая страницы истории школы
Буклет Презентация Буклет Презентация Реферат
Ожидаемые результаты в образе выпускника: в познавательной сфере: развитие творческих способностей; в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Сравнительный анализ результатов анкетирования Вопросы анкеты «Патриотическое воспитание» 2009,%2010,% Как вы представляете содержание понятия «Родина»? А) место, где человек чувствует себя счастливым и свободным; Б)самое родное, любимое, ничем не заменимое; В)место, где жили мои предки; Г)место, где человек родился и вырос Какие конкретные дела подтверждают любовь к Родине? А)хорошая учёба (как условие будущей полезности для своей страны); Б)желание изучать историю, следовать обычаям и традициям родного народа; В)забота об охране окружающей среды; Г) стремление обрести хорошую физическую форму и навыки будущего воина Кто, в первую очередь занимается вашим патриотическим воспитанием ? А)школа; Б)средства массовой информации; В)семья; Г)представители Вооружённых Сил
Выводы Необходимо больше внимания уделять в школе воспитанию патриотизма и любви к Родине. Привлечение внимания общественности, средств массовой информации к проблеме сохранения исторической памяти народа. Забота о физическом и духовном здоровье подростков. Повышение интереса у допризывной молодёжи к службе в армии. Изучение исторических данных на занятиях и во внеурочное время. Работа в музеях, архивах. Краеведение, туризм. Создание программ обучения поисковой работе. Освоение военно-прикладных видов спорта. Организация просмотра кинофильмов о Великой Отечественной войне.
Информационные ресурсы 1.Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия,игры. «Феникс», Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы-патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. М. «ВАКО», Беспятова Н.К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М. Айрис- пресс,2006 г. 4. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий. Волгоград. «Учитель», Чечет В.В. Патриотическое воспитание в семье. Мн. «НАР. асвета», 1989