Подготовка учителей в Эстонии Kaтри Рaйк, PhD Вилья Салувеер Ригa, Ministry of Education and Research
Принципы подготовки учителей в Эстонии Подготовка учителя - уровневое обучение Регулируется Рамочными требованиями к подготовке учителей и Государственным стандартом высшего образования Подготовкой учителей занимаются: Тартуский Университет, Таллиннский Университет, Таллиннский Технический Университет, Эстонская Академия Музыки и Театра, Эстонская Академия Искусств, Таллиннский Педагогический Колледж
Принципы подготовки учителей в Эстонии (первичное обучение) Подготовка учителя для всех уровней школьного образования состоит из: 1. общих дисциплин 2. специальных дисциплин 3. общих педагогических дисциплин, психологии, дидактики и практики (40 предметных пунктов)
Принципы подготовки учителей в Эстонии (первичное обучение) Учителя, занимающиеся дошкольным образованием, получают степень бакалавра или диплом профессионального высшего образования (120 ПП), основная дисциплина – «образование» Классные руководители – диплом магистра (200 ПП), основная дисциплина – «образование» Учитель, работающий с детьми с особыми потребностями, диплом магистра (200 ПП), основная дисциплина – «специальное образование»
Принципы подготовки учителей в Эстонии (первичное обучение) Учителя-предметники (несколько предметов) –Степень магистра (200 ПП) –Основная дисциплина – преподаваемый предмет Профессиональные школы –Диплом университета или вуза, либо профессиональной школы –Несколько лет профессиональной деятельности (не преподавательской) на рынке труда
Принципы подготовки учителей в Эстонии (профессиональный год) Профессиональное развитие учителя – непрерывный процесс, включающий первичную подготовку, профессиональный год и курсы повышения квалификации. На государственном уровне программа работает с 2004 года для всех начинающих работу учителей
Принципы подготовки учителей в Эстонии (профессиональный год) Суть и задачи профессионального года: Помочь молодым учителям адаптироваться к школе как организации Способствовать развитию профессиональных навыков учителя Помочь в решении проблем, связанных с нехваткой опыта.
Школа – среда для профессионального развития, помощь ментора Университетские центры : Программа поддержки молодых учителей Обучение менторов Мониторинг и анализ результатов профессионального года Профессиональное развитие молодых учителей Помочь молодым учителям адаптироваться к школе как организации Содействовать развитию основных компетенций Помощь в решении проблем Цели проф. года Профессиональный год
Принципы подготовки учителей в Эстонии (повышение квалификации) Начиная с 2000 года, повышение квалификации – обязательно для учителей Минимальный объем обучения – 160 часов в течение пяти лет Школы принимают решения в соответствии с их потребностями и планами развития
Государственный план развития подготовки учителей 2003 Инновационное и последовательное развитие подготовки учителей возможно только при наличии систематического и творческого процесса сотрудничества всех заинтересованных сторон. Ожидание учителей –Изменение роли учителя –Компетенции учителя
План развития 2003 Сегодняшняя ситуация и тенденции развития Студенты-учителя и работающие учителя Первичная подготовка Профессиональный год Повышение квалификации Государственное регулирование и администрирование Исследования в поддержку подготовки учителей
2008 – шаг вперед Профессиональные стандарты для учителей общеобразовательных школ и профессиональных училищ Модернизация программы обучения в первичной подготовке учителя Введен профессиональный год учителя Сотрудничество между учреждениями, занимающимися подготовкой учителей, и школами
Стратегия подготовки учителей Рабочая группа, созданная министром образования и науки Представлены: университеты, организации учителей, учащихся, родителей, руководителей школ, а также учителя, руководители школ и чиновники Срок подготовки проекта стратегии 30 июня 2008 г.
Основные положения стратегии В центре внимания стратегии – учитель, а также поддержка последовательности его профессионального развитие для достижения зафиксированных в государственных программах обучения воспитательных и образовательных задач. Основная роль в поддержке профессионального развития учителя отведена школе, как обучающейся организации.
Видение развития системы подготовки учителей В школах Эстонии работает учитель, который в своей работе и профессиональном развитии является: Учащимся и исследователем, Учителем, для которого самым важным является ученик, Участником команды и руководителем, Наставником, формирующим навыки обучения, Специалистом, способным к интеграции различных областей знаний, Этичным и активным гражданином
Цели Применение гибких моделей при обучение учителей Популяризация профессии учителя Поддержка профессионального развития учителя (оценивание и признание; руководство; профессиональный стандарт как средство) Последовательность развития системы подготовки учителей и целостность системы образования
Направления деятельности В основе самоанализа учителя и оценки его работы/развития лежит профессиональный стандарт Школа, как организация, поддерживающая профессиональное развитие учителя Улучшение содержания и организации первичной подготовки Партнерство школы и университета в контексте первичной подготовки учителя, во время профессионального года и продолжающегося повышения квалификации.
Направления деятельности Разработка системы консультаций для учителей Признание учителей, повышение значимости профессиональных союзов учителей, создание сетей, поддержка работы организаций учителей-предметников Развитие управления подготовкой учителей (в том числе, контроль за качеством)
Что поможет реализации стратегии? Программы Европейского социального фонда на период Развитие системы внутреннего оценивания Средства популяризации профессии учителя и поддержки учителя: Профессиональный год, в том числе, для профессиональных школ Стартовое пособие учителя Стипендии студентам педагогических наук Повышение заработной платы
Спасибо!