Тема: «Причины и профилактика самовольных уходов воспитанников» КОУ «Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Подготовила: Сырчина Екатерина Юрьевна, социальный педагог с. Большие Уки, 2013
Под побегом понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление образовательного учреждения.
1-й ТИП ПОБЕГИ, совершающиеся, чтобы избавиться от опеки и контроля воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает "свободной", "весёлой" и "лёгкой " жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение со сверстниками или воспитателями. Начало этих побегов приходится в основном на возраст лет. это наиболее частые побеги (45%). Типы побегов
2-й ТИП ПОБЕГИ, ставшие следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильный тип воспитания – гипопротекция, явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения. Возраст этих побегов от 7 до 15 лет. этот вид составляет 26% побегов. Типы побегов
3-й ТИП ПОБЕГИ, являющиеся следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, найдут и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - гиперпротекция, уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст этих побегов лет. Типы побегов
4-й ТИП Этим ПОБЕГАМ предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение ("какая-то скука", "тоска"). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой - измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка. Редкий тип - 9% случаев. Типы побегов
ПРИЧИНЫ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ 1. Прежде всего, это ошибки в воспитании, недостаточное внимание к потребностям и интересам ребёнка, его проблемам и переживаниям. 2. Дети убегают из учреждения из-за невыносимой обстановки: постоянного если не физического, то тяжелого эмоционального воздействия, как со стороны детей, так и взрослых (систематические упреки, ограничения, жестокие наказания). 3. Стремление убежать как знак протеста на все воспитательные моменты, режим дня, правила поведения в школе. Чаще проявляется в среднем школьном возрасте (10 – 13 лет). 4. Одним из основных побудительных мотивов ухода ребёнка становится потребность во множестве новых и ярких впечатлений.
Что делать? Куда идти? Кому звонить? Шаг первый: Вспомните всё, о чем говорил ребёнок в последнее время! Зачастую дети говорят нам почти всё, другое дело слышим ли мы их! Поговорите со сверстниками, с которыми ребёнок общался в последнее время, обзвоните друзей, родственников, если таковые имеются и знакомых ребёнка. Шаг второй: Собрав информацию, так же проверьте, что взял с собой ребенок (тёплые вещи, еду). Шаг третий: Если проверка собранных сведений не дала никаких результатов и ребёнок не найден – обращайтесь в соответствующие органы! В полиции Вам необходимо подать заявление на розыск, которое у Вас обязаны принять по первому требованию. Для этого при себе необходимо иметь: свой паспорт, фотографию ребёнка, по возможности документ, удостоверяющий его личность. Заявление в полицию необходимо написать в двух экземплярах, зарегистрировать оба в канцелярии и после этого один из экземпляров подать в дежурную часть, получив отрывной талон. Если ребёнок самовольно покинул учреждение, необходимо своевременно и грамотно организовать его поиск:
Шаг четвертый: Теперь необходимо посетить инспектора по делам несовершеннолетних и оставить ему фотографию ребёнка, всю информацию, которую вы собрали о знакомых и родственниках, а также телефоны, по которым с ними можно связаться. Шаг шестой: Найдя ребёнка, попытайтесь разобраться, почему он сбежал. Что делать? Куда идти? Кому звонить?
Общие рекомендации по предупреждению самовольных уходов Говорите с ребенком! Начните с малого – спросите у ребёнка, как прошёл день, что было хорошего, какие проблемы; расскажите про свой день, свои успехи и трудности. Попробуйте найти время, чтобы всей группой сходить на экскурсию, в лес и т.д. Не применяйте меры физического воздействия! Не забывайте, что в преодолении кризисных ситуаций Вам всегда помогут специалисты, обратитесь за помощью к администрации, психологу, социальному педагогу.
Уходы ребёнка влекут за собой серьёзные последствия: проживая без надзора, дети привыкают: лгать, бездельничать, воровать; ребёнок легко попадает под опасное влияние и нередко втягивается в преступные и аморальные действия: попрошайничество, пьянство, токсикомания, ранние и беспорядочные половые связи; в дальнейшем – серьёзные правонарушения, асоциальный образ жизни. кроме того, ребёнок сам может стать жертвой насилия. Угроза совершить побег - это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован! Когда дети уходят первый раз - это ещё не болезнь. Но потом желание бродяжничать станет уже необратимым – с ним ребёнок не сможет справиться самостоятельно без вашего прямого вмешательства и участия в его жизни.
ПОМНИТЕ! ребёнок не сможет самостоятельно преодолеть трудности без Вашей ЗАБОТЫ и ПОНИМАНИЯ! СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!