«Тема праведничества в русской литературе» (по произведениям Н.С. Лескова «Очарованный странник» и А.И. Солженицына «Матрёнин двор»). Выполнила: ученица.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Тема праведничества в русской литературе» (по произведениям Н.С. Лескова «Очарованный странник» и А.И. Солженицына «Матрёнин двор»). Выполнила ученица.
Advertisements

« Как жить на земле ?» ( по рассказам А. И. Солженицына « Матрёнин двор » и Н. С. Лескова « Очарованный странник ») Выполнила ученица 10 « А » класса МОУ.
Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникла у Лескова в 70 – е годы 19 века после спора с писателем Писемским. Писемский.
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»
Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год- Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный.
«Если без трёх праведных, по народному верованию, не стоит ни один город, то как же устоять целой земле с одной дрянью, которая живёт в моей и твоей душе.
Разработка урока по литературе в 10 классе на тему: «Идейно- художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» Урок подготовила учитель.
Н.С.Лесков Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников». Его «праведники.
План урока Моральный выбор Свобода –это ответственность Моральные знания и практическое поведение личности Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Ягоднинская ООШ» Клепинина Наталья Александровна.
Вячеслав БУТУСОВ: » Мои песни стали приобретать для меня религиозный смысл... Интервью в рамках Интернет-проекта Русской Православной Церкви – «Обретенное.
1 Что такое свобода, по вашему мнению? 4 6:15 Что же, будем грешить, потому что мы не под Законом, а под благодатью? Ни в коем случае! 16 Вы ведь знаете,
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
( Внеклассное мероприятие ) А знаешь, есть в мире хорошие люди : Есть люди - улыбки и люди - сердца, А значит, наверное, все еще будет. Нам надо лишь жить.
Словарь дружбы Руководитель (и): Тюрюканова Людмила Николаевна Автор : Сезоненко Дарья Класс, образовательное учреждение: 2 «Б» класс, МБОУ СОШ 2 гор.
АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН «МАТРЕНИН ДВОР» «Не стоит село без праведника» Подготовила учитель литературы МОУ «Гимназия 2» Маврина Наталья Александровна.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Урок 10 Совесть и раскаяние. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Какие свойства человеческой души вы можете назвать? Какие качества человеческой души приближают человека.
Комплексный анализ текста. ЦЕЛЬ УРОКА: Повторить языковые явления, расширить представление о тексте, его структуре, развивать и совершенствовать логические.
Тема урока : «Жить не по лжи» Проблема нравственного выбора в рассказе А.Солженицына «Матрёнин двор»
Транксрипт:

«Тема праведничества в русской литературе» (по произведениям Н.С. Лескова «Очарованный странник» и А.И. Солженицына «Матрёнин двор»). Выполнила: ученица 10 «а» класса школы 37 Артеева Любовь Кострома, 2010

План: 1. Вступление. «Праведность - это..»………………………………………………… Основная часть: a) Кто такие праведники? ……………………………………………..4 b) Н.С. Лесков. «Очарованный странник»: «Мне за народ очень помереть хочется». ………………....6 с) А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: "Не стоит село без праведника". ……………………………… Заключение: «Нужны ли праведники сегодня?». ………………………………10 4. Список используемой литературы..……………………………12 5. Комментарии. ………………………………………………………. 13

Вступление: «Праведность – это…» «…благочестивость, безгрешность, соответствие религиозным правилам, справедливость.» С.И. ОжеговФ.Ф. Ушаков «…жизнь согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии, соблюдение требований нравственности.»

Вступление: На самом деле сейчас мало кто задумывается о праведности в наше время. Что уж говорить, даже нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе. Что касается веры, она практически забылась к нашему времени. Но дело даже не в принадлежности к религии, дело в отношении к людям, к себе. Если изначально христианство прививало людям смирение, доброту, покорность, то теперь, когда церковь потеряла своё влияние, остается уповать на человечность людей. Я считаю основным критерием человеческих отношений золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать. Я выбрала тему праведничества для своего реферата, потому что мне стало интересно подробнее познакомиться с этим понятием, узнать мнение разных людей о, том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в литературных произведениях разных писателей. Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо. И чем же тогда он будет отличаться от животного?

Основная часть: Кто такие праведники? Слово «праведник» образовано от слова «правда», то есть, если рассуждать логически, праведник – это человек, который знает правду, живёт по правде. Для того чтобы узнать мнения различных людей, я воспользовалась Интернет- ресурсами. Мною был проведён опрос среди посетителей популярного сайта «ВКОНТАКТЕ». Вот несколько сообщений, оставленных в ответ на мой вопрос «Кто такой, по вашему мнению, праведник?». Ответчик 1: «Мое, атеиста, мнение, праведник - это такой человек, который делает мир лучше. Возможны варианты образа праведника: от волонтера Красного креста до физика на коллайдере, от воспитавшей пятерых детей матери до сапера, который обезвредил сотню минных полей». Ответчик 2: «Есть нормы морали, которым можно как следовать, так и не следовать. В одном случае ты праведник (соблюдаешь определенные правила и традиции), в другом нет. Поскольку вариантов норм морали может быть несколько, то и праведники могут быть разными». Ответчик 3: «Для меня, пожалуй, нет таких понятий - праведник и неправедник. Есть люди умные и глупые, а еще честные и нечестные. Все остальное каждый решает для себя сам». Ответчик 4: «По существу праведник - это тот, кто творит исключительно добро. Я ответил на вопрос? Нет. Всегда радовали такие попытки формализовать что-то вечное: любовь, счастье, добро, зло. Некоторые термины не просто неопределимы, но еще и относительны, поэтому я вообще сомневаюсь в возможности однозначного ответа на вопрос».

Интересно: что же думает о праведниках человек, посвятивший свою жизнь служению Богу? Побеседовав со студентом Духовной Семинарии, я получила ответ на свой вопрос. В узком смысле праведник – святой, великомученик, который претерпел гонения за свою веру, но не отрёкся от Христа. Однако чаще так называют мирян, почитаемых за праведную жизнь, угождение Богу и исполнение христианских заповедей. Праведник небезгрешен, но он осознаёт свои грехи и раскаивается, несёт в себе смирение и любовь. Мне кажется, что праведником не обязательно является человеком, преданный Богу. Для меня праведник –тот, кто с уважением относится к окружающим людям, соблюдает нормы морали и нравственности. Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Н.С. Лесков: «Очарованный странник». «..всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и вокруг себя.» Н.С. Лесков Николай Семенович Лесков - самобытный русский писатель, популярность которого растет год от года. Чем больше и чаще возникает разговоров о загадочной русской душе, тем охотнее вспоминают Лескова, своеобразно и реально показавшего русского человека без прикрас, со всеми его противоречиями. Лесков смотрит на жизнь с какого-то другого уровня, чем Толстой или Достоевский; ощущение такое, что он трезвее и горше их, что он смотрит снизу или изнутри, а вернее из нутра, - так говорил Л. А. Аннинский, и с его высказыванием не поспоришь. Пожалуй, самым ярким примером писательского видения мира выступает его повесть Очарованный странник. В ней автор создал уникальный образ такого человека, который грешен в своих поступках, но чист мыслями и душой.

Главный герой – Иван Северьяныч Флягин, странник с необычной судьбой. Он был рожден по молитвам родителей и поэтому предназначен для монастыря. Но жизнь нередко била его, устраивала испытания на крепость духа, поэтому и путь Флягина полон приключений. Вера для русского человека всегда имела большое значение, и Иван, попав в плен к татарам, очень тоскует по своей Родине и в первую очередь обращается к Богу. Среди ночи он «выползал тихонько на ставку.. и начинал молиться». «Так молишься, что даже снег инда под коленками протает и где слёзы падали – утром травку увидишь», - повествует герой своим слушателям. Илья Глазунов. «Иван Северьяныч Флягин», 1973

Герой произведения вовсе не безгрешен, хоть с ним и происходят настоящие чудеса, а сам он ощущает в себе пророческий дар. На совести героя три человеческих смерти: по его вине погибает монах, татарский князь и любимая им Грушенька. Однако Иван осознаёт свои грехи и сам называет себя «великим грешником», которого «ни земля, ни вода принимать не хочет». Но ни один из его греховных поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Неоднозначность натуры героя проявляются и в том, что при всех своих заблуждениях и пороках, он поступает по совести и всегда честен с собой и окружающими людьми. Я считаю, что Иван Северьяныч Флягин – настоящий праведник. Жизнь преподносит ему нелегкие испытания и искушения, но твердость духа, чувство собственного достоинства никогда не позволяют ему забывать о совести, морали. Н.В. Кузьмин «Очарованный странник», 1952

А.И. Солженицын: «Матрёнин двор». Оказывается, не только Н.С. Лесков интересовался темой праведничества. Многие великие писатели, например, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, посвящали этой проблеме свои произведения. Не исключением стал А.И. Солженицын, который продемонстрировал исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, наблюдении за судьбами людей в рассказе Матренин двор. Автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношения власти и человека, противостояние личности обществу.

В центре внимания писателя судьба деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе. Одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина много страданий претерпела от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. Лекарством от всех недугов, тоски и отчаяния для Матрёны был труд. Пережив на своём веку множество испытаний, Матрена Григорьева сумела сохранить общительный нрав и способность откликаться на чужую беду. Лоб её недолго оставался омрачённым..., Матрёна умеет прощать людям, не таит обиды на судьбу. Для неё нормальное состояние - не злоба и воинственность, а доброта и смирение.

Моральные качества Матрёны Григорьевны, такие как честность, терпение, отсутствие зависти, позволяют нам считать её праведницей. Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от неё внутренний свет, добавляя,что она всегда... обезоруживала лучезарной улыбкой. К тому же, она живёт по правилам, которые считает непоколебимыми, то есть, по своей правде. Праведность Матрёны основана на безразличии к материальным ценностям. Героиня не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг, довольствуется тем, что у неё есть. После смерти Матрёны многие её укоряли:...и нечистоплотная была, и за обзаводком не гналась, и не бережная;...и глупая, помогала чужим бесплатно, и лишь Игнатьич встал на её сторону, осознав её моральные принципы: Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша....

Заключение: « Нужны ли праведники сегодня?» «Человеческая натура несовершенна, а потому странно было бы видеть на земле одних только праведников» А.П.Чехов. Проанализировав произведения Н.с. Лескова и А.И. Солженицына, сопоставив мнения светских людей и людей, служащих Богу, мы составили собирательный образ праведника. Нам известно, что праведники могут быть разными, верующими или неверующими, но всех их объединяет честность, жизнь по своей правде, любовь к ближним, забота, бескорыстность, мудрость. Пока человек не научится признавать свои ошибки и исправлять их, он не сможет стать праведником. К тому же, праведнику не нужны деньги и слава, он предпочитает жить мирной жизнью и творить добро на благо окружающих. Но сам собой напрашивается вопрос: нужны ли праведники в наше время? «Эти люди вносят в нашу жизнь, полную зла и фальши, что-то доброе и настоящее», - пишут десятиклассники в своих сочинениях, и с ними нельзя не согласиться. Праведники могут направить на верный путь в нашем мире, где нравственность и мораль постепенно теряет значимость, могут подать хороший пример современникам, научить с уважением относиться к людям, посеять зерно правды в умах молодёжи и развеять стереотипы зрелых людей. Ведь силён не тот, кто богат и властен над окружающими, а тот, кто сохраняет в себе и взращивает моральный стержень. Если бы не было людей, которые делают добро бескорыстно, мир давно бы погряз в жестокости, а люди превратились бы в бездушных существ.

Пошли, господь, свою отраду Тому, кто в летний жар и зной, Как бедный нищий, мимо саду Бредет по жаркой мостовой; Кто смотрит вскользь через ограду На пень деревьев, злак долин, На недоступную прохладу Роскошных, светлых луговин. Не для него гостеприимной Деревья сенью разрослись, Не для него, как облак дымный, Фонтан на воздухе повис. Пошли, Господь, свою отраду Тому, кто жизненной тропой, Как бедный нищий, мимо саду Бредёт по знойной мостовой. Ф.И. Тютчев

Список используемой литературы: Толковый словарь С.И. Ожегова; Толковый словарь Ф.Ф.Ушакова; Н.С. Лесков «Очарованный странник», издательство «Астрель», М., 2006 Аннинский Л. «Почва правды. Очарование и странность Очарованного странника», издательство «Просвещение», М., 1998 Громов П., Эйхенбаум Б. «Н.С. Лесков: очерк творчества», издательство «Просвещение», М., 1999 Худякова Е.В. « Чередникова М.П. «Об одном фольклорном мотиве в Очарованном страннике», издательство «Русская литература», М., 1997 Ранчин А.М. «Очарованный странник Н.С.Лескова», статьи о русской классической литературе, М., 1996 Пульхритудова Е. «Творчество Н.С. Лескова и русская массовая беллетристика», издательство «Советский писатель», М., 1983 Солженицын А.И. «Матрёнин двор», издательство «Детская литература», М., 2007 Чалмаев В. «Александр Солженицын. Жизнь и творчество», журнал Литература в школе 11, М., 2004 Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. «От Горького до Солженицына: пособие для поступающих в вузы», издательство «Высшая школа», М., 1995 Розанов В. «Философия в литературе», издательство «Просвещение», М., 1999 Тютчев Ф.И., стихотворение «Пошли, Господь, свою отраду…», «Ваш Тютчев (подарочное издание)», издательство «Классика», М., 2003 Курдюмова Т.Ф. Леонов С.А. Марьина О.Б. «Литература, 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений», издательство «Дрофа», М., 2007