Логика педагогического исследования
О б ъе к т н ая об л ас ть ПроблемаПроблема ТемаТема ПредметОбъект ЦЕЛьЦЕЛь гипотезагипотеза Задачи
Шаг 1: КАКУЮ ОБЪЕКТНУЮ ОБЛАСТЬ МЫ ВЫБИРАЕМ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ: или сфера практической деятельности (разработка и опробирование технологий продуктивной интеллектуальной деятельности, здоровьесберегающих технологий в рамках определенных возрастных периодов и т.п.); или реализация инновационной образовательной программы и др., или отражение практической деятельности в сфере научной проблематики (например, принцип индивидуального подхода в условиях специфики такого- то возрастного периода и т.п.).
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (по В.В.Краевскому) 1. Что надо изучить из того, что ранее не было изучено? (Проблема) 2. Как назвать исследование? (Тема) 3. Почему данную проблему нужно в настоящее время изучать? (Актуальность) (Объект исследования) 4. Что рассматривается? 5. Как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование? (Предмет исследования)
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (по В.В.Краевскому) 6. Какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит? (Цель) 7. Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? (Задачи) 8. Что не очевидно в объекте, что исследователь видит в нем такого, чего не замечают другие? (Гипотеза и защищаемые положения) (Новизна результатов) 9. Что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (по В.В.Краевскому) 10. В какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки и пополняющие ее содержание? (Значение для науки) 11. Какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов? (Значение для практики)
Шаг 2: ВЫЯВЛЯЕМ АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Актуальность исследования - это критерий оценки качества научных исследований, характеризующий степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее время (В.М. Полонский)