Особенности формирования социальной политики на региональном уровне Анастасия Александрова Фонд «Институт экономики города»
Институциональные условия Перераспределение полномочий Значительные колебания в области полномочий МСУ в сфере социальной защиты населения Размытость ряда полномочий органов МСУ («содействие…») Созданы условия для самостоятельной региональной социальной политики Разброс программ между ведомствами (образование, здравоохранение и др.) Одновременные реформы – административная, бюджетная, «монетизация» льгот
Противоречивость сигналов Противоречивость среднесрочной программы и закона 122-ФЗ: –адресность или эффективность осуществления выплат; –прозрачность или гибкость; –группы интересов; –тезис «о неухудшении» допускает разные толкования, но блокирует расширение адресности на региональном уровне; –отсутствие моратория на расширение численности льготных категорий поведение регионов в условиях противоречивых сигналов?
Неоднозначный импульс политики и его интерпретация в регионах Почти все регионы в 2005 году сохранили льготы по оплате ЖКУ 76% сохраняли в натуральном виде обеспечение твердым топливом 48% в натуральной форме сохраняют зубопротезирование 49% сохраняют в натуральной форме льготы на лекарственное обеспечение. 39% регионов сохранили неизменным железнодорожный проезд репрессированным пригородный проезд железнодорожным и водным транспортом остались в натуральном виде в 33% субъектов для ветеранов труда и тружеников тыла бесплатный городской и пригородный проезд для всех категорий региональных льготников сохранили 33% регионов 75% сохранили денежные компенсации за абонентскую плату за телефон, оплату радиоточки и коллективной антенны Данные на март 2005 года по 80 регионам
Возврат к прошлогодним проблемам Отмена льгот на оплату ЖКУ Пересмотр принципов присвоения льготных званий Проблемы соответствия обязательств и бюджетных возможностей регионов
Проблемы финансирования социальной политики Ограниченность финансовых ресурсов, которую – тем не менее - трудно доказать Недовольство потребителей качеством услуг Годовое финансовое планирование Категориальный подход к формированию бюджетов и программ Неразвитость рыночных механизмов Сметное финансирование «от достигнутого»
Требования к изменениям Новая организационная схема отношений с МСУ –делегирование, переподчинение, перераспределение собственности Инвентаризация учреждений и услуг Административные реформы Стандартизация услуг Переход к подушевому финансированию, к социальному заказу и к финансированию услуг, а не учреждений Удлинение горизонта финансового планирования Частичное внедрение БОР (где границы?) Повышение степени внедрения адресности
Централизация или децентрализация Гибкость Учет потребностей «выпадающих» уязвимых групп (бездомных, молодежи) Минимальные административные преобразования Стимулы для полного учета административных затрат органов МСУ и ревизии эффективности обслуживания
Направления административных преобразований – какова роль общественности? (1) Ревизия функций и учреждений Разработка стандартов в каждой отрасли Перенос акцента на местном уровне на работу с населением и принцип одного окна Развитие комплексных и альтернативных форм обслуживания
Направления административных преобразований – какова роль общественности? (2) Перераспределение функций между ведомствами в соответствии с целеполаганием Развитие социального заказа в социальной защите, образовании, в т.ч. привлечение внешних подрядчиков Создание системного мониторинга расходов отрасли по видам Частично – изменение статуса учреждений
Направления преобразований в социальной защите Переход к адресности Реформирование льгот и переход к финансированию потребителей/получателей помощи Стандартизация государственных и бюджетных услуг для внедрения заказа Внедрение результативно ориентированных элементов в программы помощи
Диалог в интересах всех – мониторинг результативности социальных расходов Независимые наблюдатели (услуги по благоустройству, стационарные учреждения) Родители (школьное питание, детские сады) Общественные организации (деятельность школ, доступность социальных, образовательных, культурных и спортивных услуг) Население в целом (обеспеченность инфраструктурой, качество и доступность) Получатели услуг (надомное обслуживание, выдача пособий, содействие занятости)
Разнообразие инструментов Блиц-опросы и социологические инструменты Карточки и дневники независимого наблюдения «Горячие» линии и прямая связь Административные показатели и отчетность перед общественностью Форумы и общественные дискуссии Эффективные общественные слушания? Сходы, собрания, коллективные действия Консультации с группами интересов
Направления диалога в региональной социальной политике Развитие системы услуг, которые направлены на социальную интеграцию Внедрение различных форм обратной связи. Разграничение собственности и определение полномочий с учетом финансирования административных расходов. Для развития МСУ нужна гибкость! Просвещение общественных организаций, устойчивый диалог с ними, использование их сетей для распространения информации и взаимодействия с населением Как вводить адресность Внешний контроль доступности услуг Концентрация усилий на учете местных особенностей социальной исключаемости и острой бедности