Стандартизация социальных услуг населению Жуков Андрей Алексеевич, Пермская общественная организация Центр социальных инициатив, председатель правления г. Пермь, ул. Орджоникидзе, тел. (342)
Социальная услуга СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА – действие (комплекс действий, деятельность), направленное на удовлетворение потребностей физического лица и/или группы, не влекущее возникновения материального вещественного результата и ориентированное на повышение уровня жизни, благосостояния и жизнеобеспечения КЛИЕНТ – заказчик или получатель услуги
Социальное предпринимательство СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – субъект, осознающий некоторую социальную проблему и использующий принципы предпринимательства для организации предприятия и управления им с целью решения этой проблемы / производства социального изменения. Для СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА характерно сочетание социально-ориентированной цели и предпринимательского характера деятельности.
Стандарт социальной услуги СТАНДАРТ - ЭТАЛОН (ОБРАЗЕЦ) структуры и содержания деятельности социальной службы по предоставлению населению социальных услуг, утвержденный необходимым образом и содержащий требования к продуктивности и качеству предоставления социальных услуг.
Три источника финансирования и три составные части в работе социальных служб Социальная служба – организация независимо от формы собственности, осуществляющая функции в области предоставления социальных услуг.
Часть I Обеспечивается учредителем и/или из средств, при производстве социальных услуг Оборудование Помещения Административный и технический персонал Обеспечение рамочных условий (информационная составляющая и т.п.)
Часть II Производство социальных услуг населению Обеспечивается за счет: государственного заказа (прямого или на конкурсной основе) ваучеров оплаты услуг клиентами
Часть III Инновации, внедрение новых технологий Уникальные услуги Развитие социальной службы Обеспечивается за счет: грантов поддержки благотворителей
Производство социальных услуг населению Регламентируется региональным стандартом Государственный стандарт в области социального обслуживания – установленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе национального стандарта эталон (образец) структуры и содержания деятельности социальных служб по предоставлению населению услуг социального обслуживания, действующий на территории субъекта Российской Федерации
Стандартизация перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых населению Пермского края методика расчета тарифов на социальные услуги государственный стандарт социального обслуживания населения в Пермском крае (сводный, содержащий стандарты отдельно для каждой из форм социального обслуживания)
Все интересы должны быть учтены Услуга Заказчик Клиент Исполнитель
Анализ Перечень социальных услуг Клиентские группы Виды расходов Формы предоставления Сложность Приоритетность
Принципы Уход от затратной модели, основа создания системы бюджетирования, ориентированной на результат Формирование открытого рынка социальных услуг Создание условий для мониторинга и оценки качества услуг Гибкость
Общие требования к предоставлению социальных услуг Требования к доступности социальной службы Квалификация специалистов Специальное оснащение социальной службы Порядок и правила предоставления услуг клиентам социальной службы Информирования населения о социальной службе и оказываемых услугах Наличие системы контроля деятельности социальной службы, порядок предъявления претензий
Структура описания услуги Нормативное обоснование 2.Способ (форма) предоставления услуги 3.Содержание услуги 4.Целевые группы 5.Результат
Структура описания услуги Трудоемкость 7.Состав затрат 8.Норма рентабельности (%) 9.Общая стоимость разовой услуги 10.Периодичность 11.Технология финансирования
Следующий этап: мониторинг и оценка 1.Показатели качества 2.Формы отчетности 3.Мониторинг и оценка 4.Требования к исполнителям
Требования к услуге (стандарт) 1.Информирование клиентов (целевых групп) об услуге и социальной службе 2.Обеспечение доступности услуги 3.Обращение, оценка ситуации и начало предоставления услуги 4.Обеспечение конфиденциальности 5.Квалификация специалистов 6.Предъявление претензий 7.Прекращение предоставления услуги